Реклама на сайте

Партнеры проекта

Курсы валют
Курсы ЦБ РФ на 2024.04.20:

Доллар США: 93.4409
Евро: 99.5797

Курсы валют в Иркутске »

12+



Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru Информационный партнер ИД Коммерсант

Новости
Подписаться:

"Люди реже ходят в кинотеатры и тратят там меньше денег". Гендиректор "Каро" о проблемах кинопроката

19 августа 2016
В июле крупнейший инвестор кинотеатральной сети "Каро" Baring Vostok вышел из бизнеса, продав свою долю инвесткомпании UFG. Скорее всего, из-за сложной ситуации на кинотеатральном рынке акционеру пришлось покинуть актив без прибыли. Как дальше будет развиваться компания и в каком состоянии находится индустрия кинопоказа, "Ъ" рассказал гендиректор "Каро" Ник Глушко.

 

-- Крупнейший инвестор "Каро" Baring Vostok продал свою долю фонду UFG, который теперь стал контролирующим акционером. Как это повлияет на компанию?

-- Компания UFG сыграла важную роль в современной российской киноиндустрии и видит ее долгосрочные перспективы. Это стало одной из основных причин, по которым компания приобрела долю акций Baring Vostok. У нас очень хорошие отношения с нашими инвесторами, мы тесно сотрудничаем как с UFG, так и с другими акционерами.

-- "Каро" -- третья в России киносеть по числу залов. Если сравнивать с позициями компании пару лет назад, вы находились примерно на том же месте с тем же количеством залов. Правда, и у конкурентов позиции существенно не менялись. Почему киносети стагнируют?

-- Макроэкономические факторы, скачки курса валют и санкции напрямую повлияли на наш бизнес. Большинство наших кинотеатров расположены в торговых центрах, где стоимость аренды выплачивается в долларах или евро.

В ситуации, когда доллар до кризиса стоил 30 руб., а сейчас -- 65 руб., бизнес-модель, при которой кинотеатры остаются рентабельными, принципиально меняется.

Одновременно с этим снизилась покупательская активность населения, в особенности в затратах на одежду и развлечения. Как недавно отмечал "Ъ", траты на развлечения в этом году снизились до 61%. Курс валют повлиял на капитальные вложения -- закупку импортируемого оборудования, включая проекторы, звуковые системы, сиденья, экраны, и для большинства киносетей инвестиции становятся чрезвычайно затратными. В нашем случае стоимость открытия одного зала удвоилась, в то время как доход, который мы продолжаем получать в рублях, остается на том же уровне. За последние два с половиной года было заморожено строительство огромного количества торговых центров, потому что девелоперы тоже кредитуются в валюте. И, конечно, инвестиции на развитие, которые были запланированы, стали неподъемными для бизнеса.

Если говорить конкретно о нас, то некоторые кинотеатры мы были вынуждены закрыть, особенно в тех торговых центрах, где значительно упала посещаемость.

Я говорю о торговых центрах класса С, которые боролись за привлечение покупателей последние два года, ведь от падения посещаемости страдают арендаторы, в особенности киносети.

И последний пункт -- это посредственные кассовые сборы. 2014 год был одним из самых слабых в истории кинобизнеса в России -- рынок значительно упал из-за низкого качества и небольшого количества выпускаемых фильмов. В 2015 году бокс-офис несколько улучшился, и в 2016 году мы наблюдаем тенденцию к росту, хотя и достаточно сдержанному.

-- В связи с ростом доллара вы повышали цену билетов?

-- Нет. За три года наши цены практически не изменились: экономическая ситуация влияет на покупательскую способность населения. Люди реже ходят в кинотеатры и тратят там меньше денег. Повышение цен только привело бы к дальнейшему спаду посещаемости.

-- А как изменилась посещаемость ваших кинотеатров за эти два года?

-- Мы закрыли три кинотеатра и открыли три. Это помогло удерживать посещаемость на одном уровне. Но большинство киносетей не могли добиться роста посещаемости последние два года, так как их кинотеатры находятся в торговых центрах класса В и С, в которых наблюдался сильный спад. Все три наших новых кинотеатра открыты в торговых центрах класса А, проходимость которых изменилась не так сильно.

-- Насколько гибко ведут себя девелоперы -- идут навстречу относительно арендной платы?

-- Наши арендодатели тоже должны платить кредиты в иностранной валюте. Небольшие торговые центры вынуждены были бороться за сохранение посещаемости в основном из-за своих арендаторов, большинство из которых из сферы развлечений или моды -- два самых сложных сектора в ритейле. Арендаторы более мелких торговых центров освобождали площади из-за недостатка клиентов. Учитывая небольшие размеры торговых центров, арендодатели сочли невозможным поддерживать арендаторов, и многие из них вынуждены были закрыться. Нам с самого начала очень повезло с партнерами и удалось получить их поддержку, включая краткосрочные льготы по аренде. Без сомнения, не имея такой поддержки, многие сети уже давно закрылись бы.

-- У вас есть в ближайших планах открытие новых кинотеатров, выход в новые регионы или речь сегодня идет о том, чтобы выживать, а не расширяться?

-- Я считаю, что в бизнесе необходимо рассчитывать на долгосрочный эффект. В кризис появляются новые возможности, и наиболее дальновидным бизнесменам удается использовать этот период как часть инвестиционной стратегии.

Я очень верю в российский рынок, которому катастрофически недостает кинозалов на душу населения в сравнении с мировыми стандартами. Кино играет важную роль в жизни россиян. И у нас очень амбициозные планы на следующие пять--десять лет, включающие строительство новых мультиплексов.

-- Можете конкретнее обозначить планы -- сколько "Каро" намерена инвестировать на развитие сети?

-- Могу сказать, что средняя стоимость среднего кинотеатра в России сегодня -- это 50 млн руб. на каждый зал. Это, если мы возводим новое здание, четыре стены, пол, потолок, экраны, декор и т. д. Но кинотеатр мирового уровня, как, например, "Каро Sky 17 Авиапарк", стоит гораздо больше.

-- Для вас в приоритете вот такие дорогие мультиплексы или кинотеатры экономкласса?

-- Мы уверены, что будущее за кинотеатрами нового поколения -- мультиплексами. И наша задача -- удовлетворить любой спрос независимо от бюджета, которым располагает наш гость.

-- В то же время кинотеатры в моллах, таких как "Мега", практически никогда не бывают на 100% заполнены.

-- После перестройки возникали маленькие торговые центры на 10-15 тыс. кв. м, они росли как грибы, и на каждом шагу был маленький торговый центр.

Сейчас все изменилось, и люди хотят посещать большие развлекательные моллы с первоклассными арендаторами, парковкой, разнообразием еды в ресторанах. Небольшие торговые центры класса В и С посещают всего несколько миллионов человек в год.

"Мега" и другие крупные торговые центры (до 300 тыс. кв. м) привлекают до 40 млн посетителей в год. Основная задача -- последовательное достижение наиболее высокой заполняемости залов.

-- Отдельно стоящие кинотеатры типа "Соловья" или "Октября" привлекают меньше зрителей, чем кинотеатр в "Меге"?

-- Это разные истории. Первая -- это когда люди принимают осознанное решение пойти в кинотеатр и идут, например, в "Октябрь". И вторая -- когда кинотеатры находятся в торговых центрах. Сюда люди также могут пойти осознанно, но это может быть и спонтанное решение. В торговом центре люди имеют гораздо больше возможностей, чем просто пойти посмотреть фильм, и их посещение часто становится целым событием, при котором поход в кино совмещается с другими активностями в течение дня.

-- Что вы можете сказать про среднюю заполняемость кинотеатров?

-- В киноиндустрии средняя заполняемость зала -- это 12-15%. Конечно, премьеры и блокбастеры собирают 100%.

-- Сколько нужно времени, чтобы кинотеатр в России окупился?

-- Мы стараемся вернуть деньги инвесторам в течение семи--десяти лет, но сегодня это слишком сложно из-за стоимости вложений и аренды. Макроэкономические факторы неблагоприятно сказались на сроках окупаемости.

-- Расскажите о реализации инвестпрограммы "Каро" в последние два года. Она составляла, как было заявлено в 2014 году, $150 млн. Вы их потратили? Что это вам дало?

-- Мы построили три новых кинотеатра -- 32 новых зала плюс брендинг и реконструкция других площадок. Мы оборудовали все кинотеатры сети новыми технологиями и цифровыми рекламными носителями.

-- По данным компании, выручка от продажи билетов принесла 3,14 млрд руб., а остальное -- продажа напитков, попкорна?

-- Мы не даем эту информацию. Могу сказать, что бокс-офис -- это приблизительно 60% общей выручки.

-- В этом году кассовые сборы вырастут по сравнению с прошлым?

-- Первые полгода прошли неплохо, был рост около 6-7%. Но во второй половине года ситуация будет несколько сложнее для всех нас.

-- Почему?

-- Июль начинался очень плохо, потому что была жара. Когда температура выше 22 градусов, зачем сидеть в кинозале -- все хотят чуть-чуть загореть на даче, погулять, съездить на природу. Последние три недели погода была очень жаркой, и мы наблюдали пропорциональный спад продаж билетов.

-- Вы рассматриваете варианты укрупнения?

-- Мы мониторим ситуацию на рынке. И в случае появления выгодных инвестиций, способных дополнить нашу долгосрочную стратегию, рассмотрим этот вариант. Но, с моей точки зрения, инвестиции в покупку действующих киносетей имеют как плюсы, так и минусы. Достижение большего числа операций обеспечивает некоторое преимущество на рынке. Но при этом большинство киносетей в России имеют небольшие активы -- маленькие кинотеатры с небольшим количеством экранов. Из-за небольшого пространства их возможности очень ограничены. Это идет вразрез с нашими амбициозными планами, поэтому мы предпочитаем естественный рост и продолжаем концентрироваться на возможностях, которые позволят нам развивать наши кинотеатры нового поколения, такие как в "Авиапарке" и Vegas Crocus City.

-- Можете обозначить основные положения вашей стратегии на ближайшие несколько лет?

-- Стратегия очень простая -- фокусироваться на зрителях, обслуживании, гостеприимстве. Каждый шаг внутри нашего кинотеатра должен быть на высшем уровне, а взаимодействие с каждым гостем должно быть постоянным и 100-процентным. Мы принесли сюда много процессов из гостиничного бизнеса и индустрии фастфуда, потому что у них очень похожие задачи.

-- Какой кинотеатр в сети "Каро" вы можете назвать самым успешным?

-- "КАРО Sky 17 Авиапарк" во многом благодаря качеству самого торгового центра, многообразию арендаторов, грамотному управлению ТРЦ и другим факторам. Ну и другой наш флагманский кинотеатр в "КАРО Vegas 22" не менее успешен.

-- В прошлом году киносети, включая "Каро", договорились с Минкультом, что будут добровольно отдавать 20% сеансов под русское кино. Как это работает на практике?

-- 20% -- адекватная цифра, такую долю российского кино мы можем принять. Сейчас доля российского кино в репертуаре гуляет между 15% и 25%. И наша готовность стремиться к 25% напрямую зависит от производителей и продюсеров фильмов. Я большой фанат продвижения российского кино, важно заниматься локальным продуктом. Но чтобы это случилось, должна функционировать вся цепочка, начиная от производителя, дистрибутора, рекламного агентства, заканчивая кинотеатром и гостем. И у Минкульта очень сложная работа. Производится недостаточно российских фильмов с коммерческим потенциалом, соответственно, должен быть разработан долгосрочный план по развитию и поддержанию российского кино. В то же время есть новое поколение детей, которые никогда не видели советского классического кино и анимации, а это потрясающие картины.

Наша стратегия -- взять классические фильмы, анимацию, и сделать их доступными. Иными словами, поскольку текущего премьерного контента недостаточно, мы ищем другой контент. И мы видим в этом будущее кинопоказа -- демонстрировать не только кино, но и альтернативный контент, потому что у множества людей в городах России нет возможности посетить, скажем, Большой или Мариинский театр, а кинотеатр может стать проводником между зрителями и этими театральными площадками. Мы проводили подобный эксперимент с постановками на английском языке в Сургуте, Москве и Петербурге, и у нас были 100-процентные продажи на спектакль Шекспира. Конечно, для одно-, двухзальных кинотеатров это неприменимо, но для больших киносетей разнообразие контента способно привести к дополнительной аудитории.

-- Развитию вашей киносети в регионах мешает недостаток контента? Если бы было больше фильмов, вы бы открывали больше залов?

-- Везде не хватает контента, неважно: Москва, Петербург или регионы. Я имею в виду не только новое кино, но и старое кино, балет, оперу, что-то еще. Очень много старого кино на пленке, и его надо переделать на цифровой стандарт. Это время и деньги, кто будет этим заниматься? Минкульт, дистрибуторы? Никто не знает. Это важно, потому что очень мало готового к показу контента. Именно поэтому мы запустили проект "Каро.Арт" -- киносеть предоставляет и поддерживает альтернативный контент на федеральном уровне. В этом году мы организовали более 50 мероприятий, включая фестивали, спортивные трансляции, премьеры сериалов, и видим, насколько этот контент востребован у аудитории.

-- В то же время в России прокат фильмов сравнительно недолгий -- премьеры идут всего пару недель, тогда как на Западе кинотеатры могут показывать новый релиз несколько месяцев. Почему так?

-- Сейчас стало хуже -- еще совсем недавно новое кино собирало 90% своей кассы за три--четыре недели проката. Сегодня в среднем премьера идет меньше двух недель.

-- Почему так недолго?

-- Самой большой проблемой в России осталось пиратство. В четверг выходит новое кино, через сутки оно появится на любом русском сайте.

Интервью взяла Анна Афанасьева

Источник: КОММЕРСАНТЪ

Новости недвижимости в Telegram-канале Realty.Irk.ru: Главное