Самая масштабная за последние три года реконструкция улиц Москвы в этом году приведет к потерям для рестораторов, которые не смогут открывать летние веранды. Их заведения могут лишиться 20-70% выручки. Компенсировать эти затраты возможно будет в последующие годы за счет ожидаемого роста трафика.
Начавшееся по программе "Моя улица" благоустройство улиц и общественных пространств Москвы заметно снизит оборот многих ресторанов. Так, по оценке аналитика отдела исследований CBRE Магомеда Ахкуева, выручка кафе и ресторанов, расположенных на реконструируемых улицах, летом может упасть на 30-40%. В основном это случится из-за невозможности размещать летние веранды, отмечает руководитель департамента стрит-ритейла Colliers International Екатерина Подлесных. "Летом трафик заведений общепита сокращается на 20-30% из-за сезона отпусков, летние веранды -- единственное, за счет чего удается удерживать посетителей",-- поясняет она.
Гендиректор сети кофеен "Даблби" Анна Цфасман рассказывает, что в заведениях, расположенных на реконструируемых улицах, на время работ по благоустройству оборот падает на 20-25%, что сводит их работу к минимальной доходности. "Для кофеен эта проблема стоит не так остро, как для ресторанов: у нас фактически нет летних веранд, только небольшие лавочки у входа, и мы больше ориентируемся на пешеходов, в то время как для ресторанов важны возможность припарковаться и столики на улице",-- говорит она.
Основатель сети "Простые вещи" Ирина Ходзинская рассказывает, что во время реконструкции Большой Никитской улицы оборот расположенного на ней ресторана сети упал на 70%. "Сначала мы просто физически не могли разместить на улице летнюю веранду, а потом гости не захотели там находиться из-за продолжавшегося вокруг ремонта",-- вспоминает она. Падение оборота, по ее словам, продолжалось примерно полтора месяца.
Не все участники рынка считают, что благоустройство нанесет бизнесу большой урон. Президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров называет проблему надуманной: "Очевидно, что на время проведения работ посещаемость заведения упадет, но уже на следующий год там, где на улице стояло пять столиков, заведение сможет поставить 20, и число клиентов значительно вырастет". Того же мнения придерживается и совладелец сети Black Star Burger Юрий Левитас. "Стоит потерпеть один год, чтобы в будущем трафик вырос",-- уверен он.
Александра Мерцалова
Источник: КОММЕРСАНТЪ