Реклама на сайте

Партнеры проекта

Курсы валют
Курсы ЦБ РФ на 2018.05.25:

Доллар США: 61.409
Евро: 72.0082

Курсы валют в Иркутске »

12+



Рейтинг@Mail.ru

Новости
Подписаться:

Городские дороги, онкология и цифровые линии. Объявлен список нацпроектов на 2018–2024 годы

[15 мая 2018]

Нацпроекты 2018–2024 годов, над которыми будет работать новое правительство Дмитрия Медведева, очень похожи на нацпроекты времен его президентства в 2008–2012 годах. В «двадцатипятитриллионном плане» Белого дома, с которым ознакомился “Ъ”,— 13 проектов, развивающих уже существующие. Наиболее крупные его расходы — онкологическая программа, обеспечение госсектора и школ цифровыми каналами связи, ремонт дорог в нестоличных мегаполисах и инвестиции в российское программное обеспечение для «цифрового государства». В год они будут стоить дополнительно 150–200 млрд руб. каждый. Самый логичный способ покрыть эти расходы — экономия бюджета при повышении пенсионного возраста.

В распоряжении “Ъ” оказались рабочие материалы правительства, готовившиеся Минфином и Минэкономики в качестве обеспечения программы, частично озвученной премьер-министром Дмитрием Медведевым при его назначении и отчасти описанной президентом Владимиром Путиным в единственном «майском указе» 7 мая 2018 года о национальных целях развития. Сумма расходов по всем нацпроектам (сейчас их 13) составляет 25,01 трлн руб., действовать они должны с 2019 по 2024 год, в бюджетной конструкции уже предусмотрены 17,06 трлн руб. (в среднем 2,8 трлн руб. в год), перераспределить надо недостающие 7,99 трлн руб., или порядка 1,3 трлн руб. в год.

Магия больших цифр не должна обманывать: ожидается крупное, но нерадикальное перераспределение расходов бюджета, около 7,8% федеральных расходов (траты на нацпроекты предполагают в основном федеральное финансирование) или около 4% консолидированных бюджетных расходов. Это более масштабный план для бюджетной системы, чем нацпроекты 2008–2012 годов, поскольку они производятся в рамках «бюджетного правила».

Практически вся идеология новых нацпроектов — в повторении старых: в основном это закупки оборудования, капвложения и госзаказы. Исключение — новый нацпроект по здравоохранению. Масштабов предполагаемых процессов цифры Минфина не дают, поскольку здравоохранение в основном финансируется системой ОМС вне федерального бюджета.

Реальным ожидаемым эффектом предполагается именно снижение смертности от онкологических заболеваний за счет введения в практику стандартных протоколов лечения.

Нацпроект по образованию существенно меньше, 140–150 млрд руб. в год до 2021 года (сейчас те же расходы — 80 млрд руб. в год), и самые крупные расходы в нем — достройка новых школ и общежитий и «Цифровая школа» — цифровизация учебников и учебных курсов. Основные допрасходы по демографическому нацпроекту — строительство яслей для детей в возрасте до трех лет, в 2019–2020 годах эти расходы утроятся, видимо, с расчетом закрыть дефицит мест полностью. В нацпроекте «Жилье и городская среда» новые траты — это вложения в технологии стандартизированного жилья и удвоение (с 30 млрд до 60 млрд руб. в год) расходов на «комфортную городскую среду» — этим, видимо, будет покрыт социальный запрос на «немосковскую урбанистику». Проблема этого нацпроекта — отсутствие средств на расселение аварийного жилья: 50,6 млрд руб. в год на это пока под вопросом.

Программа «Международная кооперация и экспорт» предполагает постоянное выделение средств на деятельность Российского экспортного центра и рост трат на стимулирование экспорта — с 81 млрд руб. до 150 млрд руб. уже в 2019 году. Здесь ключевая проблема — запросы агрокомплекса на новые субсидии до 27 млрд руб. в год, в которых Белый дом, видимо, намерен Минсельхозу отказать.

Нацпроект по дорогам, сам по себе огромный, прирастает в основном 133 млрд руб. в год с 2019 года на ремонт трасс в мегаполисах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга (68 городов). Крупнейшие расходы проекта по экологии — спешное решение мусорной проблемы (рост расходов почти в четыре раза до, впрочем, нефантастической суммы 20–25 млрд руб. в год), срочное улучшение экоситуации в 12 центрах металлургии и нефтепереработки (там расходы увеличены в 20 раз и сопоставимы с мусорными) и решение проблем с питьевой водой в стране с 2020 года.

Почти все расходы «цифрового» нацпроекта, и без того большого,— это очень быстрые вложения в цифровую широкополосную связь для госсектора, школ и больниц, а также софт для госструктур: туда в 2019 году уйдет большинство допрасходов в 158 млрд руб., видимо, это — траты на будущее «цифровое государство».

Наконец, очень прост культурный нацпроект — это дополнительные деньги на ремонт музеев, концертных залов, театров и выставочных центров примерно на 10 млрд руб. в год, удвоение трат на ремонт муниципальных библиотек и сельских клубов (с 2,9 млрд до 4,9 млрд руб. с 2019 года) и утроение (до 3,1 млрд руб.) — на «укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов РФ».

Нацпроекты 2019–2024 годов масштабнее — но вряд ли будут иметь схожий по масштабу имиджевый эффект, если не будут сопровождаться политическими и институциональными реформами — особенно если их ценой станет пенсионный возраст.

Дмитрий Бутрин, Денис Скоробогатько

Источник: КОММЕРСАНТЪ

Новости недвижимости в Telegram-канале Realty.Irk.ru: главное