Реклама на сайте

Партнеры проекта

Курсы валют
Курсы ЦБ РФ на 2024.04.28:

Доллар США: 91.7791
Евро: 98.027

Курсы валют в Иркутске »

12+



Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru Информационный партнер ИД Коммерсант

Новости
Подписаться:

Коммерческой недвижимости не хватает арендаторов

6 июня 2022

Показатель Mall Index (отражает посещаемость на 1 тыс. кв. м торговых площадей) в торгцентрах Москвы на 21-й неделе года (23–29 мая) оказался на 15% ниже показателя за аналогичный период 2021-го, в Санкт-Петербурге — на 11%. Отставание от докризисного 2019 года составило 25% и 24% соответственно. Фактически в мае посещаемость стабилизировалась и колеблется в узком коридоре значений, констатирует руководитель направления исследований и консалтинга компании Focus Technologies Михаил Васильев.

Эксперт не исключает, что летом, в низкий сезон, отставание посещаемости от прошлых лет сократится, но фундаментальных факторов для изменения ситуации он пока не видит. «Стало меньше магазинов, у людей снизилась мотивация ходить в торгцентры»,— говорит он.

Найти новых арендаторов торгцентрам сейчас непросто: партнер Commonwealth Partnership (CMWP) Ольга Антонова считает, что большинство ритейлеров инвестировать в открытия пока не готовы, активность сохраняют в основном российские сети, сделавшие ставку на агрессивное развитие. Но эти игроки, по словам директора департамента торговой недвижимости Accent Capital Светланы Кузьминой, при текущей конъюнктуре готовы занимать только лучшие помещения. Одновременно, отмечает она, многие сети сейчас вынуждены оптимизировать свои магазины из-за общего снижения спроса.

Но формально роста вакантности пока не происходит, действующие договоры с закрывшимися магазинами сохраняются. Госпожа Антонова не исключает, что существенный рост показателя отложится до 2023 года — тогда пустовать официально, возможно, будут 18–20% торговых площадей Москвы. Одновременно на рынке начнут снижаться арендные ставки, предполагает эксперт. Хотя заместитель руководителя направления «Торговые центры» компании «Магазин магазинов» Александра Ромашина объясняет, что фактически для многих операторов платежи уже снизились: сети столкнулись с удорожанием логистики и необходимостью снижения доли арендных платежей в обороте. Госпожа Кузьмина соглашается, что падение трафика и товарооборотов в целом приводит к снижению стоимости аренды.

В сегменте стрит-ритейла сохраняется активность операторов общественного питания: с заведениями стритфуда, по словам коммерческого директора R4S Group Ирины Буренко, в марте—мае было заключено 22% от общего объема сделок компании в Москве. «Уход крупных игроков с рынка в марте этого года дал им мощное преимущество для развития своего присутствия на московских улицах»,— говорит она. Еще 15% сделок, по словам госпожи Буренко, пришлось на табачные магазины, 11% у минимаркетов и формата «кофе с собой».

Такую картину эксперт называет ожидаемой: в любой нестабильной ситуации на первые места выходят небольшие форматы, ориентированные на повседневный спрос.

Существенного увеличения активности потенциальных арендаторов консультанты не ждут, но отмечают, что стоимость экспозиции помещений на центральных улицах Москвы остается на прежнем уровне. «Арендные ставки отреагируют на кризисные изменения позднее»,— говорит госпожа Назарова. Ирина Буренко добавляет, что речи сейчас не идет и о предоставлении массовых дисконтов по существующим договорам: в марте—мае с такой просьбой обратились 8% арендаторов, скидки были оформлены через дополнительные соглашения на три–шесть месяцев.

 

Александра Мерцалова

Источник: КОММЕРСАНТЪ

Новости недвижимости в Telegram-канале Realty.Irk.ru: Главное