Реклама на сайте

Партнеры проекта

12+



Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru Информационный партнер ИД Коммерсант

КЛАССИЧЕСКИЕ КОМНАТЫ

13 июля 2005
Классические комнаты - сегодня явление не такое уж исключительное. Другое дело, что зачастую в категорию классики попадают почти все мебельные и интерьерные стили (включая и рококо, и барокко), отличные от современного стиля, который раньше зачем-то называли модерном (хотя модерн XIX в. здесь абсолютно ни при чем), а сейчас более корректным термином - contemporary (современный, новейший). Но здесь речь пойдет о настоящей классике. Той, что пришла из греко-римских дворцов и вилл и нашла свое отражение в интерьерах XVIII, XIX и, как мы знаем, XX вв.
Как все традиционное, классика совершенно необходима для создания уютного, устойчивого, респектабельного мира частного интерьера. А сделать комнаты классическими совсем не сложно. Цвета классики второй половины XVIII в. известны, наверное, всем: салатный, лососево-розовый, желтый, серо-голубой. Оштукатуренная окрашенная стена дробилась ордерными элементами - полуколоннами или пилястрами. В более поздних вариантах могли быть обои в полоску (тонкая - толстая, матовая - атласная) и даже в крупных букетах. Замечательным намеком на классику будет подбор обоев с бордюром так, чтобы отделить цокольную часть от основной. Причем общий фон стен должен быть в той цветовой гамме, о которой уже упоминалось, или более яркой. Только в верхней части, скажем, будут размещены букеты, а в нижней скромная полоска или верхняя часть будет полосатой, нижняя же - гладкой с мелким крапом. "Отбивать" рисунки друг от друга должен бордюр с более контрастным рисунком или чуть светлее основного тона стен. Орнамент бордюра тоже можно сделать классическим: меандр (квадратная спиральная волна) или пальметки (стилизованные листья пальмы). Во всяком случае, в ваших силах уже изначально задать классический тон интерьеру. Что это будет - легкий намек в цветовом выборе окраски стен или детальное воспроизведение какой-нибудь "полосатой" гостиной - дело вкуса. Стены можно украсить видовыми пейзажами в черно-белой гамме, т.е. лучше, если это будет графика (карандаш, уголь, перо или различные виды гравюры) или, поскольку интерьер современный, хорошие пейзажные фотографии в рамах темного дерева. Хотя не только пейзажи, конечно. Можно вспомнить, что мужской классический кабинет в XIX в. невозможно было представить себе без анималистических картинок или бронзовой скульптуры на столе: арабские, ахалтекинские жеребцы, этнографические зарисовки (знаменитый "Калмык на лошади"), роскошные русские борзые в беге или кокетливо поджимающие лапы. В женских кабинетах - будуарах можно было увидеть картинки с дробными букетиками полевых цветов или античные развалины. Как вы уже, наверное, поняли, мебель для таких комнат лучше подбирать классическую, темного дерева. Хотя это могут быть и вариации на тему классики в современной подаче - алюминий, кожа, пластик. Главное - опираться в выборе мебели на определенные постулаты. Классическая мебель всегда подчеркнуто конструктивна: прямые или саблевидно расходящиеся ножки, четко прорисованная обвязь (иногда со скругленными углами), высокие спинки (они могут быть жесткими, а могут включать мягкий вертикальный элементик). А вообще, что следует приобрести в первую очередь, чтобы создать в доме интерьер в классическом стиле? В кабинет, например, хорошо бы подобрать большое вольтеровское кресло (с двумя мягкими крыльями по бокам спинки), в спальню - изящный туалетный столик с зеркалом (либо прямоугольным, либо арочным). Украшением гостиной могут стать прямоугольные остекленные шкафы с треугольными фронтончиками или ступенчатыми карнизами. Такие называют шкафами-витринами, и прямое их назначение - демонстрация редкостей, фарфоровых статуэток или посуды.
Чайные и столовые сервизы, столовое серебро - тоже неотъемлемые атрибуты классики. "Lenox", "Villeroy & Boch", "Ronex", "Wedgwood" - эти имена уже известны на нашем рынке. Последней появилась у нас не менее именитая фабрика с почти трехсотлетней историей "Paul De Lamerie". Созданная голландским эмигрантом, она начала с выпуска серебряных сервизов в стиле барокко: тарелок с ажурными краями, чашек с фамильными гербами, огромных блюд с позолотой, столовых приборов с именными вензелями. Вскоре они заняли свое место в столовых английской знати и даже короля. Один из таких сервизов был подарен российской царской семье и находится сейчас в Эрмитаже. Изумительный белый фарфор, чистейший хрусталь, покрытие 22-каратным золотом, натуральные краски, только ручная работа и великолепный дизайн принесли коллекциям "Paul De Lamerie" мировую славу и очень высокую стоимость. Не случайно их принимают под залог, выставляют со знаменитых аукционов, и, более того, многие вкладывают таким образом деньги, зная, что подобные вещи не обесцениваются.
Сейчас в таких шкафах принято комбинировать книги (живописно сложенные в разнокалиберные стопки), морские раковины и вазы. К подбору ваз, пожалуй, нужно подойти с особым тщанием. Совершенно не важны их размеры, но форма должна походить на греческие амфоры или римские урны. Моду на такие формы ввел в середине XVIII в. знаменитый английский керамист Джозайя Веджвуд. На голубом, зеленом или сером матовом фоне его изделий помещались белые рельефы "под античность". Чайные сервизы расписывались тогда в зеленоватой или сине-белой гамме. Как правило, это были различные сельские виды или все те же греко-римские мотивы.
В соответствии со строгим рациональным духом полы и потолки в классических комнатах должны быть очень простыми: потолки - гладко окрашенные, светлые, с небольшой розеткой в центре и легкими лепными карнизами по периметру. Полы - паркетная доска или наборный паркет с геометрическим рисунком. В комнатах, где совершенно необходимо плитковое покрытие (ванная или кухня), можно изобразить излюбленные античные мотивы: терракотово-красный или насыщенно-синий бордюр с волнообразным орнаментом, выделенный орнаментальный центр (в Греции это был круг, вписанный в квадрат с мозаичными морскими обитателями). Очень важны ткани. Собственно, шторы с ламбрекенами и подвязанными боковинами появились именно в классике. Обычно их подбирали в тон к мебельным обивкам, цвету стен или чуть интенсивнее и темнее. Поэтому лососевый интерьер сопровождался красными шторами, салатный - зелеными. Конечно, ткани были не только гладкими, но и все с той же полосой или букетами. И заключительным штрихом будут "классические" детали - мелкие безделицы, которые любили и в прошлом столетии: письменные приборы с поделочным камнем (тогда все увлекались минералогией), фарфоровые скульптурки (как правило, все те же этнографические зарисовки), мраморные бюстики... Все эти сокровища водружались на письменные столы, консоли и каминные полки.
О каминах следует сказать отдельно. Они были не только источником тепла, но и достаточно выразительным декорационным элементом: с прямоугольными зеркалами над ними, канделябрами и часами на полках.
Говоря о каминах в классическом стиле, невозможно не вспомнить о старой доброй Англии. В воображении возникает уютная картина: два высоких викторианских кресла напротив каминной решетки, на лицах - отблески пламени, рука в накрахмаленном манжете ворошит щипцами тлеющие угли. Классические камины компании "Английские интерьеры" - точное соответствие стилю и высочайшее качество.
Классические мраморные камины украшали всевозможными архитектурными деталями - колоннами, пилястрами, рельефными фризами и отделывали камнем либо нейтральных цветов (белый, серо-голубой), либо в основной гамме интерьера. Как видите, все продумано и гармонизировано даже в цветовом отношении.
Так что к мебели с открытой деревянной фактурой подберите подходящие шторы с ламбрекенами, выкрасите стены в благородный салат, купите несколько пейзажных гравюр - и ваш классический интерьер будет завершен самым достойным образом.
Классический текстильный дизайн
В замке герцога Штернберга, что в пригороде Праги, окна классической гостиной украшают шторы из парчи с золотыми цветами. По форме это сваги со складками и по бокам галстуки, едва достигающие середины окна. Для более поздней классики характерны более пышные убранства. В Павловском дворце - двойные, а в некоторых залах тройные шторы, наложенные слоями друг на друга. Основа - штора из белого шелка со свагами в складки, обшитыми золотистой бахромой, с подхватами. Сверху ее прикрывают сваги и галстуки из золотистого шелка с античным узором по краям. Нижний слой - французская штора.
Ламбрекены, бандо, сваги, галстуки, многочисленные складки - приоритет этой традиции в современных интерьерах доведен порой до абсурда. Но в первую очередь, как считают специалисты, классика в интерьере - это ткани и аксессуары. Современная классика отличается лаконичностью и простотой. Богатые ламбрекены красивы при условии, что у вас высокий потолок. Если нет, то ничуть не хуже будут смотреться прямые, с подхватами, римские или французские шторы.Экспериментировать можно с тканями: в гостиной сделать шторы с бахромой на подкладке другого цвета, для кабинета - двойные, в спальне - нежные шелковые с крупными цветами, а для кухни выбрать римские. Рисунки самые разные: полоска, изображения цветов, живых существ...
Традиционная классика - шелковая. Цвета - преимущественно голубой, кремовый, коричневый, желтый. Некоторые фабрики продолжают создавать ткани по старинным технологиям на тех же станках, что несколько веков назад. Взять хотя бы двухсотлетний рисунок от Lelievre - "Музыкальный салон": крупный цветочный орнамент с золотистым отливом. Или ткань для обивки "Русская Екатерина": мелкие лиловые цветы и волнообразные полосы из растительных элементов.
В исторических тканях встречаются восточные мотивы: пагоды, покатые крыши китайских веранд, имитация черной лаковой миниатюры. Это дань не только моде, но и традиции: ведь шелк, первая интерьерная ткань, пришел в Европу именно из Китая.
Отнюдь не менее классичны гобелен, муар, бархат, парча, дамаск, жаккард.
Французские ткани органичны и изысканны. Любимые тона - кремовые, коричневые, коралловые. У англичан классика более сумрачная: мелкие цветочки, клетка. Цвета в основном бордовые, зеленые, иногда синие. Baumont & Fletcher предлагает ткани, искусственно состаренные, словно покрытые легкой дымкой английского тумана. Бахрома и кисти встречаются почти во всех классических шторах. Большой выбор - у фирмы Houles, специально для России выпустившей коллекцию Tsarina. Карнизы для классической шторы - круглые деревянные или металлические штанги. Их принадлежность к тому или иному направлению определяют наконечники. Например, у Sitra названия коллекций карнизов и колец одноименны эпохам.
Свет новой классики
Классика, как и любой стиль, кроме обывательского представления о ней, имеет свое собственное историческое лицо, формировавшееся не одно столетие. Лишь вначале классическое направление в художественной культуре разных стран обнаруживало какие-то различия, которые вскоре нивелировались, продемонстрировав в Англии и Италии те же формы стиля, что и во Франции, в Германии и России. Ведь цель ее повсюду одна и та же: возврат к классическим образцам и выверенным формам.Вполне естественно, в той области декоративно-прикладного искусства, где разрабатывали дизайн светильников и люстр, основными тоже стали греческие и римские мотивы, а после египетского похода Наполеона - выразительная символика искусства Египта.
Декоративные орнаменты здесь легко узнаваемы, они перетекают из скульптуры и живописи: веселые купидоны, задумавшиеся гении, скрещивающиеся факелы, натюрморты, а также щиты, шлемы, орлы, лавровые венки, отражающие воинственный дух эллинов, воспетый в поэмах Гомера. Как и в мебели, часто встречаются вытянутый аканфовый орнамент и драпировки из ткани, закрепленные на колонне розетками - элементы стиля Людовика XVI. Классическая люстра представляет собой полусферу, подвешенную на цепях или нескольких стержнях, изогнутых и сходящихся кверху. Плафон - белый, цвета слоновой кости или каменный - окантован бронзой или золотом. По краю - цветочный или меандровый орнамент, представляющий собой ломаную, под прямым углом линию, образующую непрерывный ряд спиралей. На вершине обращенная вверх сфера увенчана шишкой или нераспустившимся бутоном.
Люстра может состоять из нескольких равновеликих чаш или одной большой в окружении малых. Плафоны должны быть расположены симметрично: пропорциональность - важнейший принцип классики. В современной транскрипции классические чаши нередко заменяют "свечами" с лампочками-миньонами и нарисованными потеками воска.
Характерными для дизайна классических ламп и торшеров являются свободно стоящие колонны или полуколонны. Особенно популярна дорическая, с резко выделенным триглифным карнизом. Среди торшеров нередки вытянутые треноги, прямые или переплетающиеся, которые поддерживают чашу.
Настольные лампы подобны уменьшенного размера архитектурным сооружениям, и декораторы любят использовать их в интерьерах классического стиля. Трапециевидные абажуры остаются неизменными на протяжении многих веков: их форма настолько самодостаточна и идеально выверена (в ней соблюден принцип "золотого сечения"), что ее невозможно изменить, не нарушив гармонии. Основой лампы являются колонны с дорийскими или коринфскими капителями. Другие формы - античная амфора с традиционными орнаментами (иногда с углубленными рельефными плитами либо преломленными ручками) или украшенная цветами и медальонами урна.
Китайское влияние, характерное для неоклассики, точно уловила английская компания Rochamp: оставив настольной лампе трапециевидный плафон и форму амфоры, она обогатила ее дизайн традиционным декором китайской вазы - на белом фарфоре яркий цветочный рисунок, тонкий и нежный.

Источник: ИДЕИ ВАШЕГО ДОМА

Новости недвижимости в Telegram-канале Realty.Irk.ru: Главное