Надежда Косарева: Проблема обеспечения транспортной доступности просто не имеет решения
Почему из российских пригородов не получилось сделать "одноэтажную Америку", президент фонда "Институт экономики города" объяснила обозревателю "Денег" Евгению Сигалу.
Что стало с курсом на малоэтажное строительство, заявленным еще президентом Медведевым?
-- У нас чуть менее 50% жилищного строительства -- это индивидуальное жилищное строительство, малоэтажное по своей сути. Однако речь шла не только об индивидуальном жилищном строительстве, но и о строительстве профессиональными застройщиками односемейных домов, домов блокированного типа, многоквартирных малоэтажных домов. Для многих территорий это решение могло быть рациональным, но градостроительной идеей так и не стало. Все-таки вид застройки у нас пока, к сожалению, диктуется не публичными интересами, а застройщиками и их прибылью: чтобы снять больше денег с проекта, надо как можно больше увеличить этажность. В условиях низкоконкурентного рынка цены на такое жилье остаются высокими. Доминирование позиции застройщиков привело к появлению такого российского феномена, как многоэтажная субурбанизация.
Можно поподробнее?
-- У нас же сейчас периферия городов застраивается многоэтажными домами, как следствие, много людей, машин. При этом такие районы остаются многофункциональными, и качество среды оставляет желать лучшего: работать негде, низкая обеспеченность социальной, коммунально-бытовой инфраструктурой. Такая застройка блокирует доступность центральных районов города, и проблема обеспечения транспортной доступности просто не имеет решения.
Процессы субурбанизации в США и Европе были связаны с застройкой периферии городов односемейными коттеджами. В результате в центре города плотность жилой застройки выше, чем на периферии. А у нас -- наоборот. Это, кстати, еще советский феномен, но ситуация в последние десятилетия только усугубляется. Еще в 2007 году появилась законодательная инициатива по развитию кооперативов малоэтажного жилья, но закон до сих пор не принят. Инициативы по поддержке малоэтажного строительства ситуацию не переломили, потому что они входят в противоречие с интересами застройщиков.
А инициативы по вовлечению земель федеральной собственности в оборот на рынке недвижимости?
-- Сейчас решением этой проблемы занимается фонд РЖС (Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства.-- "Деньги"), но мало вовлечь федеральную землю в оборот, ее надо подключить к коммунальной инфраструктуре. Иначе у вас дом в чистом поле. На сегодняшний день главное ограничение для увеличения темпов ввода жилья -- подключение к коммунальной инфраструктуре. А для решения этой проблемы в первую очередь надо создавать условия для прихода частных инвестиций в этот сектор.
Сейчас пока только два источника инвестиций -- бюджеты, которые ограничены, и инвестиции самих ресурсоснабжающих организаций. Но и они ограничены. Инвестпрограммы финансируются в основном за счет текущих платежей потребителей коммунальных услуг. При этом власти выставляют ограничения на рост тарифов. А на финансирование инвестпрограмм за счет платы застройщиков за подключение недавно законами были наложены ограничения.
Проблемы с подключением сказываются на сроках строительства, а значит, и на затратах. Кроме того, в результате складываются барьеры для входа на рынок новых застройщиков.
Источник: СИА