-- Могут ли строители без особого ущерба для себя отказаться от поставок техники и оборудования из-за рубежа?
-- На самом деле в строительстве, где большая часть материалов и квалифицированной рабочей силы -- из России, проблема с импортозамещением не такая острая, как в других отраслях. У нас, например, доля импортных составляющих в зависимости от сложности объекта не превышает 20%. Другой вопрос -- соотношение цены и качества. Здесь все как в жизни: если ты хочешь экономить на запчастях, то будь готов ездить на "Жигулях", если хочешь ездить на "Мерседесе", значит, тебе придется потратиться на импортные детали. В нашем случае все зависит от того, какое качество строительства мы хотим получить. Некоторые объекты можно построить полностью с использованием российских материалов. Но нельзя заниматься самообманом и рассчитывать на то, что возможно полностью локализовать производство внутри страны.
-- Есть ли такие комплектующие, которые невозможно выпускать внутри страны?
-- Например, мы не сможем заменить некоторые виды импортной техники: держатели лицензий по тем или иным соображениям не дадут свое согласие на производство в России. Хотя это единичные случаи. Кроме того, для производства определенной техники внутри страны нужно закупить дорогостоящее оборудование. Большой вопрос, пойдут ли на это сейчас российские компании.
Есть еще одна проблема: чтобы наладить выпуск недостающих материалов или оборудования внутри страны, требуется как минимум полгода. Мы не можем себе позволить, чтобы стройки, финансируемые городским бюджетом, простаивали столько времени. Я не удивлюсь, если точно так же вам ответят и девелоперы: вряд ли в текущей ситуации на валютном рынке они готовы полгода ждать замены импортных материалов.
-- Строители наблюдают отток дешевой рабочей силы, поскольку тем же мигрантам из Средней Азии стало невыгодно работать при низком курсе рубля на московских стройках. Насколько это может оказаться критичным для отрасли?
-- Вопреки расхожему мнению, сейчас на столичных стройках доля иностранных рабочих, включая граждан СНГ, не превышает 7-8%, поскольку некоторые строители по факту сократили объемы своих работ.
Я хочу особо подчеркнуть: можно принимать любые решения, но в конечном итоге все ляжет на плечи потребителей.
У среднеазиатских мигрантов зарплата не так высока, как у российских рабочих. По большому счету, ничего страшного не происходит: мы можем справиться собственными трудовыми ресурсами, но объекты будут чуть дольше и дороже строиться.
-- По строительству метро в той же Новой Москве мэрия в мае 2014 года подписала меморандум о сотрудничестве с более правильными в нынешней ситуации контрагентами -- китайской корпорацией CRCC и инвестфондом China International Fund. Но позже стала появляться информация, что переговоры прекратились.
-- Переговоры идут. Китайская сторона продолжает изучать всю техническую документацию по проекту. Но из-за курсовых колебаний валют наши партнеры изъявили желание номинировать будущий контракт в юанях. Если мы сможем собрать такую финансовую схему, которая позволила бы нам на взаимовыгодной основе рассчитаться с китайскими контрагентами, то вполне возможно подписание окончательного контракта.
-- Пересмотрели ли свои планы западные инвесторы, работающие на московском рынке недвижимости, в связи с валютными колебаниями и политическими рисками?
-- Сейчас все иностранные инвесторы заняли выжидательную позицию, наблюдая за курсовыми колебаниями. Для зарубежных инвесторов, научившихся зарабатывать на российской недвижимости, укрепление рубля значительно важнее, чем политические риски.
-- Тотальное бегство капитала из страны из-за резкого снижения курса рубля, возможно, сдерживается боязнью российских бизнесменов попасть под санкции западных стран из-за политической ситуации. В этом случае по логике бизнес должен вкладывать средства, в том числе в российскую недвижимость. Вы ощущаете приток внутренних инвесторов?
-- Исторически в Москве основная доля вложений в недвижимость -- внутренние инвестиции. Это понятно: в столице сосредоточено около 80% всего капитала страны. Сейчас ряд крупных российских компаний намерен инвестировать собственные средства в девелопмент: я не исключаю, что это то, о чем вы говорите.
-- Но недавно вы ошеломили рынок заявлением, что с покупкой квартир в Москве стоит подождать до марта. В тот же день у некоторых риэлторов вдвое сократилось количество обращений...
-- Как всегда, слова были выдраны из контекста. Я имел в виду следующее: к марту федеральные власти намерены разработать механизмы субсидирования процентных ставок по ипотеке. Сейчас средние ставки по таким кредитам составляют 18,5-20%, и это неподъемно для многих покупателей. Снижение ставки до 13%, что соответствует прошлогоднему уровню, стабилизирует сегмент новостроек, так как субсидировать ставки власти намерены только при покупке жилья на первичном рынке. Ни московские власти, ни застройщики не заинтересованы в заморозке крупных строек и снижении темпов ввода нового жилья. Если проанализировать кризисы последних лет, то всегда получалось так, что цены на жилье в Москве всегда росли. Более того, я считаю, что сейчас возможен рост стоимости на уровне инфляции, которая, как ожидает правительство, достигнет 12,5%. Впрочем, мы уже наблюдаем, что производители стройматериалов начали повышать цены.
-- Можете привести примеры?
-- Сегодня металлурги подняли стоимость своей продукции на 30-50%. Хотя они выпускают те же металлоконструкции внутри страны, но ориентируются на биржевую стоимость металла. Производители кабеля тоже подняли цены на свою продукцию. Если сейчас будет дорожать топливо, подорожают и перевозки стройматериалов.
-- И все же следует ли ожидать увеличения смет в результате подорожания стройматериалов?
-- В тех стройках, где используются импортное оборудование и материалы, не избежать подорожания.
Я не могу вам сказать, на сколько именно, так как сейчас ведем подсчеты.
-- Не опасаетесь ли, что в текущей ситуации проблемы могут возникнуть у ваших контрагентов? Например, "Трансстрой" уже испытывает трудности с реконструкцией Щелковского шоссе, и мэрия через суд пытается взыскать с компании 1,6 млрд руб.
-- Сейчас делать прогнозы на этот счет -- все равно что гадать на кофейной гуще. У нас есть программа антикризисных мер, которые планируем обнародовать 18 февраля на коллегии стройкомплекса. Например, мы уже создали специальный штаб, где в ручном режиме решаем не только системные, но и текущие проблемы. Но, как правило, в нашей практике возникает чисто прикладной вопрос: генподрядчик городских строек задерживает выплаты своему субподрядчику, который из-за этого не может расплатиться с работниками. В антикризисном штабе решаются именно такие проблемы.
-- Могут ли девелоперы и застройщики, не участвующие в бюджетных стройках, рассчитывать на антикризисную поддержку властей?
-- Мэр поставил задачу рассматривать в приоритетном порядке обращения инвесторов. Иногда мы девелоперов, наоборот, подталкиваем на получение документации по той или иной площадке. Сегодня инвестор при наличии у него утвержденного градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) уже спокойно может идти в банк за кредитом. Такие документы, кстати, увеличивают качество залоговой массы заемщика.
-- Ваши коллеги по мэрии активно продвигают идею платного въезда в город. Как вы считаете, это решит транспортную проблему?
-- Мне кажется, платный въезд как единственная мера неэффективен. Должен быть набор механизмов, например расширение парковочного пространства, увеличение сети общественного транспорта и т. д. Так что это комплексная задача, которую должны решать все городские структуры сообща.
Источник: КОММЕРСАНТЪ