Уровень вакантных площадей в торгцентрах Москвы в январе--марте 2015 года вырос с 8,5% до 11% (до 560 тыс. кв. м), говорится в исследовании компании "Магазин магазинов". По мнению консультантов, главная причина -- большой объем выведенных на рынок новых торговых площадей. В первом квартале было сдано суммарно 238,8 тыс. кв. м -- это самый высокий показатель с 2005 года. Так, в первом квартале 2014 года было сдано 75,5 тыс. кв. м, в январе--марте 2013 года -- 5,5 тыс. кв. м, в январе--марте 2012 года -- 21 тыс. кв. м, а в первом квартале 2009 года -- 154 тыс. кв. м.
Снижение спроса со стороны арендаторов уже ощутили владельцы всех новых объектов. По словам старшего директора отдела исследований Cushman & Wakefield Лады Белайчук, сейчас уровень свободных площадей в открываемых объектах в среднем составляет около 50%.
Расчеты "Магазина магазинов" еще пессимистичнее: в торгцентрах Columbus (арендопригодная площадь 140 тыс. кв. м, девелопер ООО "Мирс") и "Кунцево Плаза" (63 тыс. кв. м, Enka) сейчас свободно 67% площадей. В Центральном детском магазине на Лубянке (35,2 тыс. кв. м "Галс Девелопмент") было свободно 40%. При этом общую долю вакантных площадей на рынке аналитики JLL, Cushman & Wakefield и Watcom оценивают в 6-6,5%.
Волна технических открытий неминуемо скорректирует будущие планы девелоперов. По расчетам "Магазина магазинов", до конца этого года должны открыться еще восемь торгцентров общей арендопригодной площадью 308 тыс. кв. м: самый крупный -- "Галерея Кутузовский" (60 тыс. кв. м, "ТПС Недвижимость"), "Бутово Молл" (57 тыс. кв. м, "МД Групп") и Mari (52 тыс. кв. м, ФСК "Лидер"). Но, по прогнозам Cushman & Wakefield, реальный объем ввода не превысит 115-165 тыс. кв. м. В JLL ранее также указывали, что объем построенной коммерческой недвижимости по итогам 2015 года окажется почти вдвое ниже заявленного -- 450 тыс. кв. м. Аналитики "Магазина магазинов" пока делают более позитивный прогноз. Все указанные торговые центры находятся в активной стадии строительства, их заморозка маловероятна, указывается в отчете компании.
"Магазин магазинов" ожидает, что на фоне увеличивающегося объема торговой недвижимости и низкого интереса со стороны ритейлеров к концу 2015 года общая доля пустующих площадей на рынке достигнет 12-14%.
Александра Мерцалова
Источник: КОММЕРСАНТЪ