О том, как складываются сегодня отношения между арендодателями и арендаторами, а также о привязке арендной ставки на торговую недвижимость к обороту ритейлеров, рассказал Антон Кондратьев, руководитель проекта Управление Недвижимостью УК «Система АМТ»
Конец 2014 года стал переломным для рынка коммерческой недвижимости Иркутска. Спрос на площади значительно сократился, и сегодня мы можем наблюдать на улицах города пестрящие объявления о сдаче помещений в аренду.
«Сегодня мы наблюдаем миграцию арендаторов с одного места на другие, как правило, более дешевые либо лучше по локации (в нынешней ситуации такие помещения стали доступнее по цене) – рассказал Антон Кондратьев, выступая с докладом на круглом столе «Инвестируем в кризис». – Многие арендаторы, в том числе, бюджетные организации, сокращают площади в связи с уменьшением численности штата».
Помимо этого, некоторые арендаторы, в связи с тяжелым финансовым положением в кризис, договариваются с арендодателями о скидках. Однако, как отметил Антон Кондратьев, есть и те, кто лукавит и просит о скидке «за компанию»: «Совет арендодателям в этом случае – просить у арендаторов финансовую отчетность как подтверждение снижения товарооборота».
По словам Антона Кондратьева, с открытием крупных ТРК в нашем городе, таких как «Карамель», «Модный Квартал», «Комсомолл», широкое распространение получила схема, при которой арендная ставка включает в себя два компонента: фиксированную ставку и процент от оборота ритейлера, при этом размер процента зависит от выручки конкретного магазина: «Для небольших бутиков он составляет 10 -15 % от месячного товарооборота».
Как пояснил спикер, механизм оплаты аренды заключается в следующем: в начале месяца арендатор авансом оплачивает фиксированную часть арендного платежа, в конце месяца сдает отчет о выручке магазина за прошедший месяц и оплачивает второй платеж по арендной плате, исходя из оборота.
«Такой механизм позволяет заинтересовать Управляющую компанию ТЦ в увеличении посещаемости за счет проведения различных маркетинговых мероприятий, а арендатору – нивелировать расходы в те месяцы, когда товарооборот магазина невысокий. Девелоперу же такая схема позволяет покрывать расходы на содержание и эксплуатацию здания за счет фиксированного платежа», – добавил Антон Кондратьев.
Также, по его словам, некоторые крупные торговые сети, такие как H&M, Zara, Спортмастер готовы платить в качестве арендной платы только процент с оборота: «Девелоперы идут на это, так как наличие подобных арендаторов привлекает покупательский поток в ТЦ, а высокий товарооборот таких компаний позволяет получать девелоперу приемлемую арендную плату», – пояснил эксперт.
Организатором круглого стола «Инвестируем в кризис. Считаем доходность» выступило АН "Новация"
Источник: REALTY.IRK.RU - Недвижимость Иркутска и Иркутской области