Статистика показывает, что российские застройщики все чаще и чаще обжалуют итоги кадастровой оценки в комиссиях Росреестра и в арбитраже. О том, почему это происходит, и как юридическому лицу снизить кадастровую стоимость, расскажет адвокат Олег Сухов («Юридический центр адвоката Олега Сухова»), президент «Гильдии юристов рынка недвижимости».
Вначале определимся с терминами, и прежде всего, выясним - что же представляет собой «кадастровая стоимость»? Как правило, под «кадастровой стоимостью» понимается реальная (то есть рыночная) цена недвижимости (в том числе и земли), определяемая в процессе осуществления государственной оценки или в судебном разбирательстве. Кадастровая цена используется для расчета налогов, взимания платежей, покупки земли у государства или муниципалитета, а также в иных случаях, предусмотренных законами России.
Глава III Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» регламентирует процесс государственной оценки недвижимости, которая происходит не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в три года. Исходя из этого, мы можем смело предположить, что местные власти будут осуществлять оценку раз в четыре года. Пожалуй, это и есть самый оптимальный вариант, так как подготовка к процедуре занимает достаточно много времени.
Инициатором обновления кадастра выступает субъект Российской Федерации – точнее его администрация или правительство. Он же становится заказчиком процесса и выносит соответствующее Постановление о его проведении.
В данном документе исполнительный орган указывает год, когда начнется оценка, перечисляет объекты, в отношении которых будет проводиться работа, перечисляет категории оцениваемых земель, наименования субъекта РФ и муниципалитетов, где располагаются оцениваемые объекты и участки. После этого в течение десяти дней исполнительный орган размещает Постановление на сайте в Интернете и направляет копию в Росреестр.
Одновременно территориальное управление Росреестра формирует и пересылает исполнительному органу список объектов и участков, которые нуждаются в кадастровой оценке.
Далее выбирается исполнитель работ, с которым заключается договор. Отбор происходит на конкурсной основе в ходе официального тендера, объявляемого местными властями.
Победивший на тендере оценщик выполняет все необходимые работы: рассчитывает показатели стоимости, собирает информацию о сделках купли - продажи, запрашивает данные из органов статистики, Росреестра, ИФНС, изучает публикации СМИ, анализирует все доступные показатели.
Закончив анализировать данные, специалисты оценщика формируют усредненные показатели рыночной стоимости квадратного метра земельного надела (либо объекта недвижимости) с учетом вида его использования. Результаты оформляются отчетом, который направляется на экспертизу в СРО (саморегулируемую организацию). И если СРО принимает отчет, то субъект Федерации утверждает его своим нормативным актом, после чего все сведения передаются в Росреестр.
Начну с того, что проводя свое исследование, оценщики никогда не выезжают на объекты, а черпают сведения из открытых источников: интернет, газеты, журналы, объявления о продаже.
Понятно, что при использовании такой информации нельзя точно установить цену конкретного объекта. Поэтому стоимость недвижимости получается приблизительной. Погрешность может достигать 20%-30%, а иногда и 50%.
Кроме того, зачастую сотрудники аппарата местной администрации ошибаются и неправильно определяют вид разрешенного использования объекта, что приводит к серьезному увеличению его цены. И наконец, администрация может прямо указать оценочной организации «немного завысить» кадастровую стоимость. Расчет в этом случае строится на том, что не все заинтересованные лица пойдут оспаривать конечный результат, а размер взимаемых налогов в любом случае увеличится.
«Завышенная кадастровая стоимость увеличивает базу для налогообложения и соответственно налоги. Кроме того, она приводит к росту размера арендных платежей, которые также рассчитываются исходя из кадастровой стоимости, - говорит адвокат Олег Сухов. - И наконец, цена объекта в конечном итоге формирует размер его выкупной стоимости и влияет на оплату за снятие запрета на строительство.
Российское законодательство обязывает юридические лица проводить досудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости. При его несоблюдении суд откажет в рассмотрении.
Административное рассмотрение заявлений проводится в комиссиях, которые создаются при региональных Росреестрах. С составом комиссий, а также временем их работы можно ознакомиться на региональных сайтах Росреестра.
Для того, чтобы запустить процесс пересмотра стоимости, заинтересованное лицо должно направить в комиссию заявление, приложив к нему определенный перечень документов. Что входит в этот перечень? Прежде всего - само заявление и отчет независимой оценочной организации с заключением о стоимости. Необходимо учитывать, что привлекаемый оценщик должен состоять в СРО, а также обладать правом на подобные работы.
Как правило, оценщик лично посещает объект, проводит его осмотр и составляет акт, где указывает все характеристики недвижимости, влияющие на ее цену.
Вместе с заявлением и отчетом заинтересованное лицо направляет в комиссию Росреестра паспорт участка, нотариальную копию правоустанавливающего документа, экспертное заключение из СРО, а также иные материалы, предусмотренные Законом «Об оценочной деятельности».
Получив документы, административный орган рассматривает их в течение месяца и выносит решение: отказать в пересмотре или удовлетворить заявление, согласившись с ценой указанной в новом отчете.
Отказ обжалуется в суде общей юрисдикции соответствующего субъекта федерации.
Если комиссия отказала заявителю, то он может направить исковое заявление в суд общей юрисдикции соответствующего субъекта федерации. Представитель юридического лица пишет иск, где обосновывает пересмотр кадастровой стоимости.
При этом обжалованию могут подлежать: действия оценочной организации, проводившей кадастровую оценку, и её результаты; действия органов Росреестра; постановления субъекта РФ, закрепляющие стоимость и устанавливающие её удельные показатели.
Во всех этих случаях основным ответчиком является Росреестр по субъекту РФ. А вот при обжаловании действий оценщика, последний становится соответчиком.
Заявитель прикладывает к иску решение территориальной комиссии, платежное поручение об оплате пошлины, доверенность, кадастровый паспорт, экспертизу о реальной цены недвижимости, а также другие документы, которые ранее представлялись в комиссию при Росреестре.
Исковое заявление рассматривается по правилам ГПК РФ (гражданско-процессуальный кодекс).
Это, конечно, звучит странно, но судебная статистика свидетельствует, что застройщики крайне редко оспаривают в суде кадастровую стоимость. Исключение составляет только Москва, где подобные случаи встречаются довольно часто.
Объяснить это можно только тем, что в столице разница между кадастровой и рыночной стоимостью довольно велика, что и вынуждает московских застройщиков обращаться в суд. При этом, в последние год - два подобные дела все чаще заканчиваются не судебным решением, а заключением мирового соглашения, по которому кадастровая цена снижается на 20-30%.
В тоже время бывают и отказы в удовлетворении иска. В основном они связаны с низким качеством отчетов экспертных заключений или несовпадением даты, на которую рассчитывалась рыночная цена объекта с днем определения его кадастровой стоимости.
«Поэтому я еще раз обращаю внимание читателей на то, что к выбору независимого оценщика необходимо подходить вдумчиво и скрупулезно. В противном случае процесс оспаривания затянется и приведет к ненужным затратам», - резюмирует адвокат Олег Сухов.
Источник: СИА