Понятия «чистая продажа» и «альтернативная сделка» уже давно вошли в лексикон столичных риелторов, однако до сих пор вводят в ступор многих рядовых участников сделок с недвижимостью. Об особенностях двух основных алгоритмов совершения сделок купли-продажи вторичного жилья рассказывает адвокат Олег Сухов («Юридический центр адвоката Олега Сухова»).
При прямой (или чистой) продаже продавец жилья получает за него деньги и при этом не участвует в других, связанных сделках с недвижимостью. За предметом купли (продажи) не тянется цепочка из других, продаваемых/покупаемых одновременно с ним. В этом случае в совершении сделки участвуют только продавец и покупатель. Такой вид операций с недвижимостью считается оптимальным – с точки зрения как оформления, так и проведения взаиморасчетов.
Однако чистые сделки купли-продажи редки на столичном рынке недвижимости. Чаще всего москвичи приобретают квартиры с целью улучшения жилищных условий, поэтому покупка новой квартиры происходит одновременно с продажей имеющегося жилья.
Те же цели преследует продавец недвижимости. В результате каждая операция купли-продажи становится лишь элементом длинной цепочки операций с различными квартирами. По словам адвоката Олега Сухова, около 80 % сделок на вторичном рынке недвижимости являются альтернативными. Чаще всего в них выступают в качестве объектов 4-5 квартир, хотя встречаются цепочки и из 9-10 квартир.
Большое число участников альтернативных сделок придает им ряд особенностей. При проявлении слабого звена может сорваться вся многоходовая операция, поэтому для сопровождения альтернативных сделок целесообразно привлекать профессиональных юристов, а также придерживаться определенных универсальных правил.
«Прямому покупателю, который имеет на руках необходимую для приобретения квартиры сумму, необходимо сразу уточнять у продавца, о какой сделке идет речь – прямой продаже или альтернативе. Если предлагается альтернативная сделка, важно точно установить, нашел ли продавец-"альтернативщик" подходящий вариант жилья. В противном случае подписание договора купли-продажи может затянуться. Если в сделке фигурируют ипотечные заемщики, надо непременно убедиться, что у них имеется одобренный банком кредит, и уточнить сроки действия справки-подтверждения из банка», – напоминает адвокат Олег Сухов.
Основная сложность при совершении ипотечных сделок состоит в урегулировании интересов большого числа участников и осуществлении взаиморасчетов. Причиной разрушения альтернативной цепочки может стать как изменение запросов продавцов, вызванное, например, резким ростом цен на недвижимость, так и выявление юридических изъянов в документах на ту или иную квартиру. Поэтому необходим юридический аудит участвующих в сделке квартир во избежание разрыва цепочки.
Юридические гарантии исполнения обязательств по альтернативной сделке фиксируются договорами купли-продажи и четко регламентированным порядком доступа сторон сделки к банковским ячейкам, через которые производятся расчеты. Их количество зависит от того, сколько квартир встроено в цепочку.
Процедуре расчетов предшествует так называемая вычитка договоров сторонами и согласование схемы взаиморасчетов в день сделки. После закладки денег все участники сделки подписывают договоры купли-продажи, а затем сдают документы в Росреестр. Условием доступа продавцов к ячейкам является регистрация всех договоров купли-продажи квартир, участвующих в сделке. «В договоры купли-продажи включается оговорка об их синхронной государственной регистрации. Откровенно говоря, это не гарантирует сторонам сделки 100-процентную юридическую защиту, однако в целом нивелирует риски неисполнения обязательств», – подытоживает адвокат Олег Сухов.
Источник: СИА