«SBERTALKS» в Иркутске стал площадкой для обмена предпринимательским опытом. Генеральный директор ЗАО «УК «ВостСибСтрой» Виктор Ильичёв, бизнесмен с 23-летним стажем, рассказал участникам мероприятия свою историю успеха – откровенно и эмоционально. Мы записали самые интересные цитаты спикера.
– Каждый отвечает на этот вопрос по-своему. Мой предпринимательский путь начался 23 года назад. После окончания иркутского политеха я вернулся домой, в город Зиму. Устроился на строительное предприятие, где работали мои родители, встал, как и положено, в очередь за ковром, за машиной (смеется).
Очень скоро понял: такая ситуация меня совершенно не устраивает: как-то тихо, спокойно, неинтересно. Нужно было что-то придумать. И я придумал – создал свой строительный кооператив. Был в нем одновременно и директором, и бригадиром, и рабочим.
Через полгода после окончания института построил свой первый объект. Рассчитывались со мной «наличкой», трехрублевыми купюрами. Я, помню, очень волновался, взял родителей, мы приехали на «Москвиче-412» к заказчику и полчаса выносили купюры – 60 тысяч рублей.
Денег был полный багажник. Такой азарт! На следующий день я уволился с предприятия, где никогда в жизни не заработал бы столько. Понял, что бизнес – это рискованно, но очень интересно.
– Вариантов было много. Интересное время: приватизация, ваучеры, у многих людей на руках оказались акции. Мы поняли, что самый простой вариант – покупать здания или базы снабжения. Так и поступили – скупали акции, получая активы за 7-10% от рыночной стоимости.
Но управлять этими активами было непросто. Помню, стоим мы с коллегой во дворе приобретенного мясокомбината, разговариваем о том, что кучу денег вкладываем, а ничего не получаем. И тут одна маленькая собачка тащит по двору изрядно погрызенную, огромную кость. «Вот, – говорит коллега, – такие собачки у нас всю прибыль и разобрали» (смеется).
В итоге я понял – надо заниматься тем, что я умею, и окончательно остановился на строительстве.
– Многие вещи в бизнесе получались интуитивно. Так, я совершенно случайно, в начале предпринимательской деятельности, познакомился с альпинистами, спелеологами.
Мы наняли их на работу и занялись промышленным альпинизмом, что и стало на тот момент «голубым океаном» для компании. Рентабельность этого бизнеса доходила до 200-300%. Это обеспечило нас «обороткой», и мы смогли двигаться дальше.
Свой «голубой океан» обязательно нужно искать. Конечно, тогда, в конце 90-х – начале 2000-х, ниш было очень много.
Сейчас – меньше, но выделиться можно всегда. Я вижу сейчас молодых конкурентов, которые приходят на строительный рынок, осваивают новые подходы, новые технологии.
– Большую часть жизни в бизнесе мы банковскими услугами не пользовались, первый кредит взяли лет 10-12 назад, в Сбербанке, когда поняли, что при существенных оборотах без финансирования уже не можем обойтись.
А на первых этапах обращаться к банкам смысла не было. Им нужно было платить «живыми» деньгами, а тогда в ходу были бартерные сделки, векселя, взаимозачеты. Три или четыре года расчет бартером в компании составлял 100%.
– Я начинал бизнес вместе с братом-близнецом и несколькими друзьями – выпускниками политеха.
Только с развитием компании пришло понимание, что только на дружбе далеко «не уедешь», нужны профессионалы.
Так – спустя 10 лет работы компании – у нас появился первый финансовый директор.
Брат в итоге ушел в лесной бизнес, я стал единственным собственником строительной компании. И это очень позитивно сказалось на результатах каждого из нас. Если вместе мы росли на 10-15% в год, то после того, как разошлись – и его, и мой бизнесы начали расти в разы.
Главная моя задача сегодня – подобрать команду профессионалов и друзей «в одном флаконе», тех, кто будет управлять компанией, в которой сегодня работает больше тысячи человек. Будет сильная команда – будет сильная компания.
– Надо. Несколько лет назад я обратился в политех, на родную кафедру, мы собрали около 20-25 студентов второго и третьего курса, дали им дополнительное образование (строителям – финансовое, финансистам – строительное). Шесть ребят после окончания вуза пришли работать в «ВостСибСтрй» и сегодня составляют топ-менеджмент компании.
Это профессионалы, c которыми связывают уже и дружеские отношения. Возраст их – 32-33 года. Добавились к команде и мои сыновья.
Я смотрю на своих молодых коллег и понимаю, что во многом они сильнее меня. Они креативно и по-новому мыслят.
– Компания начала бурно расти. Мы делали все сами – от проектирования до установки сантехники. Бизнес разросся до 15-20 дочерних компаний, и управлять ими становилось все труднее.
На этом этапе пришло понимание, что без бизнес-консультантов не обойтись. Потому что нам, строителям, понять, как управляется компания, в которой работает под тысячу человек – сложно.
Консультантов было много. Частично они нам навредили, частично помогли. Но, несомненно, без них мы не смогли бы двигаться дальше.
Сейчас пришло время эффективных менеджеров – таких, как Герман Греф.
– Я пережил кризис 1998 года, и потерял все в бизнесе. У меня не осталось ни квартиры, ни машины, ни денег в «оборотке».
В 2008-2009-м мы были уже более наученными, но кризис, как всегда, был неожиданным. Мы оказались к нему не готовы и потеряли почти все. Потребовалось несколько лет, чтобы восстановиться. Для себя сделали вывод – мы были слишком закредитованные, объем кредитов у компании составлял тогда более 50% от годового оборота.
Сегодня объем кредитов не превышает 20%. Может, это слишком консервативная точка зрения, но это тот урок, который мы вынесли из прошлого кризиса и который помогает нам чувствовать себя уверенней сейчас.
В 2015 году мы почти ничего не потеряли – просели по оборотам на 15%, а уже через год восстановились.
– Каждый бизнесмен задавал себе этот вопрос. Я несколько раз «сидел на чемоданах», думая уехать из России, но не сделал этого до сих пор. Как бы трудно ни было, мы с семьей решили остаться в Иркутске.
Во-первых, лет десять назад я уехал за границу на полгода и жил там не как турист, а как обычный житель. Мне там совершенно не понравилось. И тот внутренний микроклимат, который существует в бизнес-сообществе, не понравился тоже. С иностранцами очень сложно о чем-то договариваться.
Второе – есть такое понятие, как древо семьи, древо жизни. Наша семья живет на иркутской земле 200 лет. Здесь мои предки, могилы моих прапрапрадедов, и покидать эту землю для меня – святотатство.
Поэтому я остался и продолжаю вести бизнес. Не знаю, минус это или плюс, но я работаю не для того, чтобы заработать деньги, а для того, чтобы работать.
– В 2015 году я побывал на встрече с Германом Грефом. Тогда как раз только начался кризис, и я думал задать главе Сбербанка вопрос о том, когда он закончится. Но, к моему большому удивлению, о кризисе на той встрече никто не говорил. Говорили об оптимизации управления, об изменениях в компании.
Тогда я осознал: кризиса нет, есть новые обстоятельства, в которых бизнесмены оказались.
Площадка Сбербанка и встреча с Грефом подтолкнули меня к изменениям, которые мы начали в 2016 году: оптимизировали штат, скорректировали структуру управления, начали выходить на новые рынки.
Точки роста увидели в смежных отраслях – в тех, где у компании есть компетенции.
Приобрели три проекта по строительству малоэтажного жилья на Байкальском тракте, будем вместе с партнерами возводить коттеджи, таунхаусы, дуплексы.
Второе направление – ритейл. Компания сотрудничает с крупными сетями. Строим «Ленту» в городе Братске, ведем переговоры с другими игроками. Федеральные ритейлеры рано или поздно должны были сюда прийти. Они пришли, и мы ловим этот момент.
Все это дало резкий толчок развитию компании. С 2015 года по сегодняшний день годовые обороты выросли примерно в два раза. И продолжают расти. Если мне дадут телефон Германа Оскаровича, я скажу ему спасибо (улыбается).
Может, и вы, участники «SBERTALKS», услышите в моей речи что-то, что даст толчок к развитию – вас и вашего бизнеса. Я буду рад!
Анна Масленникова,
Газета Дело
Источник: ДЕЛО