Возникшую в кризис островную торговлю, когда в торговых центрах в проходах между галереями ритейлеры занимают корнеры, стали активно развивать девелоперы крупных объектов Москвы. Такой формат позволяет повысить выручку от сдачи в аренду до 30%.
За 2015-2016 годы формат островной торговли появился в каждом московском торгцентре, утверждают консультанты, опрошенные "Ъ". "В 2012 году, когда торговля в малом формате в составе крупных объектов только начала развиваться, острова размещались всего лишь в нескольких объектах",-- вспоминает коммерческий директор ITD Properties Индира Шафикова. "Потенциальные арендаторы видят рост показателей посещаемости всего объекта благодаря островной торговле и, конечно, претендуют на корнеры",-- подтверждает директор по консалтингу и развитию Key Capital Эвелина Ишметова. По оценкам директора отдела торговой недвижимости CBRE Марины Малахатько, количество брендов в островной торговле с 2015 года выросло почти в полтора раза, а товарооборот почти не изменился.
Начало интенсивного развития такого формата торговли совпало с кризисом конца 2014 года. Из-за двукратного падения курса рубля к доллару управляющие торговыми центрами вынуждены были пересматривать договоры, чтобы удержать действующих арендаторов. Тогда новые объекты открывались с вакансией более 50%. Сдача в аренду небольших площадей стала выходом из положения для объектов, испытывающих трудности с заполняемостью. Сейчас такой проблемы уже нет, считает партнер Colliers International Анна Никандрова.
По словам Елены Шевчук, сейчас островная торговля используется некоторыми брендами как альтернатива магазину в галерее благодаря более высоким объемам продаж через спонтанную покупку или для тестирования новых продуктов. "Последний вариант актуален для небольших инвесторов, развивающих кофейный, кондитерский или развлекательный бизнес",-- отмечает госпожа Шевчук. Этот формат также востребован для продажи аксессуаров, галантереи, украшений, мобильных телефонов, brow-баров и маникюрных салонов. "Островная торговля позволяет расширить зону охвата, а затраты на открытие точки гораздо меньше, чем на магазин, плюс ненужно несколько лет ждать пока освободится подходящее помещение",-- рассуждает руководитель направления коммерциализации отдела управления недвижимостью JLL Алдынай Юмбуу.
Сейчас из способа заполнить торговый центр в период кризиса островная торговля превратилась в эффективный вариант коммерциализации площадей. "Девелоперы это понимают и постепенно операторы островной торговли становятся якорным арендатором",-- отмечает Индира Шафикова. По ее словам, киоск на 10 кв. м в хорошей локации суммарно платит за аренду не меньше, чем магазин площадью 40-50 кв. м по фиксированной арендной ставке.
Екатерина Геращенко, Александра Мерцалова
Источник: КОММЕРСАНТЪ