Иркутский рынок коммерческой недвижимости ожил после кризисной «спячки». Спрос растет – продать или сдать помещение в аренду стало проще. Главное – не совершать ошибок и быть последовательным. Своими советами с продавцами и арендодателями делится Дмитрий Щербаков, директор агентства недвижимости «Слобода».
Часто владельцы недвижимости вывешивают на своих помещениях объявления «Сдаю или продаю», и это – большая ошибка. У потенциальных арендаторов и покупателей может возникнуть ощущение, что собственник в отчаянии, не может ничего сделать со своим объектом и готов любым способом избавиться от него – а значит, будет согласен на все условия. Сегодня рынок арендатора и покупателя, и подобные «размытые» объявления сыграют не в вашу пользу.
Решите, чего вам хочется: продать помещение и разместить полученные деньги в иные активы? Или вы готовы оставаться владельцем недвижимости, ждать роста капитализации, получать доход от сдачи в аренду? Если ответить на эти вопросы самостоятельно не получается – обратитесь к профессионалам. Многие агентства недвижимости сегодня готовы дать бесплатную консультацию, предложить вам готовые опросники, которые помогут выявить и сформулировать вашу потребность. Четко понимая цель, проще достичь результата.
Определившись с целью, анонсируйте ее. «Сдаю» или «Продаю» станут исходной точкой в вашем общении с потенциальными арендаторами и покупателями. Часто арендаторы, видя, что помещение продается, предлагают сдать им его в аренду. Когда собственник находится на «твердой платформе» («Я продаю»), он, в принципе, может принять это предложение, но отстоять при этом высокую ставку аренды, выгодную для себя. То же самое и в случае аренды. Если вы сдаете помещение, вам вполне могут поступить предложения и по продаже. Но вы снова на «твердой платформе» («Я сдаю») – это к вам обращаются, вам предлагают. А значит, условия можете определять вы, а не рынок.
Если вы хотите сдать или продать объект быстро, выставляйте оправданную цену, близкую к рыночной. Проанализируйте, за какие деньги вы готовы продать или сдать помещение и заявляйте стоимость, закладывая самый минимальный дисконт. Время перегретых цен и ставок – в прошлом.
При определении цены ориентируйтесь на рынок, а не на те суммы, которые вы потратили на помещение. Объекты с хорошей отделкой, в которые было много вложено, продаются быстрее, но вернуть все вложенные средства собственникам практически никогда не удается. Максимум, на что можно рассчитывать, – 50-60 % от ваших затрат.
Если с определением цены возникли трудности – обратитесь к профессионалам, они помогут сориентироваться в ситуации.
Продать или сдать помещение проще, если вы понимаете, куда движется рынок, на что есть спрос. Сегодня активность в сегменте коммерческой недвижимости растет, многие инвесторы готовы покупать объекты в расчете на рост капитализации и получение пассивного дохода. Есть спрос и со стороны арендаторов: открываются новые продуктовые магазины, точки общепита, хостелы, фитнес-клубы, частные детские сады.
ул. Байкальская, 105А (БЦ «Зеон»), оф. 201,
тел. 230-300; ул. Свердлова, 25, тел. 333-926.
www.sloboda38.ru
Источник: ДЕЛО