Многие еще помнят времена, когда рентный бизнес был относительно «тихой гаванью». Тогда мечтой, а то и стратегией многих было накопить денег, купить недвижимость, сдать её в аренду и жить припеваючи без тревог и опасений за завтрашний день. Эти мечты давно в прошлом, и недвижимость сегодня – актив, требующий грамотного управления и серьезных знаний. О том, как увеличить и сохранить доходность коммерческой недвижимости, Газета Дело побеседовала с руководителем АН «Слобода» Дмитрием Щербаковым.
Итак, быть владельцем недвижимости – больше не привилегия избранных счастливцев?
– Увы. Сегодня это серьезная ответственность, множество забот и рисков, – то есть бизнес со всеми его особенностями. Люди обзаводятся недвижимостью в надежде на прибыль, но ситуация на рынке бывает нестабильной. Сегодня можно получить доход, завтра ноль, а послезавтра уйти в минус.
И управление помогает минимизировать риски?
– Грамотное и эффективное управление – безусловно. Нужен кто-то, кто поможет владельцу контролировать все текущие процессы. Но современный управляющий недвижимостью должен быть еще и консультантом по инвестированию, и девелопером, чтобы вовремя подсказать правильное решение – продать, сдать, перестроить объект. Важно своевременно улавливать тренды и перспективы рынка. Без этого может уменьшиться не только текущий доход от объекта, но и его ликвидность, и таких ситуаций сегодня множество. Посмотрите на ул. Урицкого и старые торговые центры – не все собственники «успевают» за требованиями рынка. Даже с арендой теперь все сложнее: арендаторов меньше, платят они не то и не так, как раньше, а многие требуют особых условий. Как правило, руководители арендаторов - активные молодые люди, умеющие и торговаться, и находить альтернативные варианты, благо таких вариантов сейчас много. Многие давят по цене, стараются снизить ставку. Есть договоры, где оплата аренды считается в процентном соотношении от выручки или от проходимости. Это все надо правильно оценить и отследить .
Но почему собственнику не нанять такого сотрудника в штат?
– Таких специалистов пока немного. Для сведения: только курсы по подготовке управляющего коммерческой недвижимостью стоят миллион, и одному с объектом не справиться. С крупными торговыми центрами работа ведется именно посредством управляющих компаний, которым маленькие объекты неинтересны. Но и небольшим объектам необходимо профессиональное управление.
Вы оказываете такие услуги?
– Да, мы готовы к такой работе. За оговоренный процент от прибыли мы берем на себя задачи по сбору платежей, по контролю затрат и всех хозяйственных процессов, а также по работе с арендаторами – и с поиском, и с ротацией.
Собственник может не опасаться, что оплата услуг по управлению может «съесть» всю прибыль?
– Профессиональное управление не только не «съест» доход, но увеличит его. Поскольку оплата привязана к доходу, мы сами заинтересованы в том, чтобы увеличить его, оптимизируя затраты и налогообложение, повышая эффективность эксплуатации объекта. Профессиональное управление объектом дает собственнику стабильность, экономит силы, освобождает его от массы ежедневных проблем. Главное – оно экономит время.
ул. Байкальская, 105А (БЦ «Зеон»), оф. 201,
тел. 230-300; ул. Свердлова, 25, тел. 333-926.
www.sloboda38.ru
Источник: ДЕЛО