По итогам 2019 года Москва может стать вторым в России городом по обеспеченности торговыми площадями. По этому показателю второй год лидирует Самара, а наименьшая доля торгцентров приходится на жителей Казани, Волгограда и Перми, подсчитали в Knight Frank.
Жители Самары второй год подряд остаются наиболее обеспеченными торговой недвижимостью, подсчитали в Knight Frank. В 2018 году на 1 тыс. жителей города приходилось 688 кв. м торговых площадей. На втором и третьем местах оказались Екатеринбург (636 кв. м на 1 тыс. человек) и Нижний Новгород (534 кв. м), за ними следуют Санкт-Петербург(528 кв. м) и Москва (510 кв. м). Наименьший объем торгцентров приходится на жителей Казани (352 кв. м), Волгограда (292 кв. м) и Перми (237 кв. м).
По итогам 2019 года расклад может измениться: Москва сместит Екатеринбург на третье место за счет ввода 17 торгцентров совокупной арендопригодной площадью 440 тыс. кв. м, уточняет ведущий аналитик «Магазина магазинов» Ярославна Шилова.
Потенциал для дальнейшего развития рынка торговой недвижимости эксперты видят в Казани, Ростове-на-Дону и Перми: эти города отличаются благоприятным социально-экономическим положением и развитием сетевой торговли. Среди насыщенных торговыми площадями городов, но при этом обладающих высоким потенциалом развития, госпожа Шилова отмечает Екатеринбург и Москву.
Наименее привлекательны для девелопмента Самара и Нижний Новгород, где новые объекты могут оказаться невостребованными из-за их обилия.
А из-за низких социально-экономических показателей и уровня развития торговли эксперт не советует строить торгцентры в Волгограде и Омске.
Несмотря на то что в последнее время возник тренд открытия ритейлерами своих магазинов в городах поменьше, у 90% операторов в приоритете по-прежнему города-миллионники, отмечают аналитики CBRE.
В компании среди крупных городов с наибольшим потенциалом роста выделяют Казань, Красноярск и Пермь: с одной стороны, там наблюдается нехватка качественных торговых площадей, с другой — покупательская способность местных жителей относительно высока. В таких городах девелоперам интересно реализовывать проекты строительства торгцентров регионального и суперрегионального формата (площадью более 50 тыс. кв. м), где обширная зона фуд-корта и сильная развлекательная составляющая.
Елизавета Макарова, Анатолий Костырев
Источник: КОММЕРСАНТЪ