Фармацевтический ритейл может повторить судьбу крупных игроков продуктовой розницы, переживших череду консолидаций. Тенденция наметилась еще в прошлом году, в результате аптечные сети стали одними из самых быстрорастущих компаний, выяснила «Infoline-Аналитика». Схожая динамика прослеживается и в таких сегментах, как дискаунтеры и магазины малых форматов.
Самыми быстрорастущими ритейлерами по показателям выручки по итогам 2018 года оказались Ozon (76,6%; 35,5 млрд руб. без НДС), Wildberries (74,3%; 94,2 млрд руб.), «Вкусвилл» (66,2%; 54,6 млрд руб.) и созданная в Самаре фармацевтическая компания «Вита», управляющая одноименными аптеками, а также сетями «Мир здоровья», «Доброе сердце» и другими (54,1%; 29,3 млрд руб.). Эти данные приводятся в ежегодном исследовании Infoline Retail Russia Top-100, которое официально выходит 3 июня.
Темпы роста выручки крупнейших в России продуктовых ритейлеров оказались не столь высокими. У X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») этот показатель по итогам 2018 года составил 18,3%, в то время как в позапрошлом году — 25,3%. У «Магнита» в прошлом году рост составил 8,2%, в 2017 году — 6,4%. В то же время в абсолютном выражении выручка этих компаний остается пока недосягаемой для других ритейлеров: Х5 по итогам 2018 года получила 1,53 трлн руб., «Магнит» — 1,23 трлн руб.
Отрицательную динамику среди продуктовых ритейлеров показали «О'кей», чья выручка в 2018 году сократилась на 8,6%, до 159,4 млрд руб., Auchan (минус 8,5%, до 306,4 млрд руб.) и Metro (минус 7,5%, до 202,2 млрд руб.). Наихудший результат — у новосибирской сети «Холидей» — падение выручки на 47,2%, до 24 млрд руб.
По итогам 2018 года можно отметить новые тенденции в розничной торговле, как, например, рост выручки аптечных сетей, вызванный консолидацией в сегменте, отмечает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Это происходит на фоне общего замедления роста отрасли (доходы выросли в 2018 году только на 3,5%), отмечает эксперт. В целом объем фармрынка в 2018 году оценивался в 1,2 трлн руб., то есть сопоставим с продажами одного лишь «Магнита», отмечает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. «В то же время рынок фармацевтической розницы еще недостаточно консолидирован,— продолжает он.— Продуктовым ритейлерам уже некуда расти».
Еще один тренд — бум магазинов малых форматов, отмечает Михаил Бурмистров. «В этой нише все еще работает много несетевых операторов, поэтому его потенциал не исчерпан»,— говорит он. По его мнению, «Бристоль» и «Красное & белое» расширят географию и обеспечат присутствие во всех регионах России, а «Вкусвилл» — во всех крупнейших городах. И именно эти сети останутся основными драйверами развития малых форматов.
Сейчас в крупных городах заметен переток покупателей в супермаркеты и дискаунтеры, которые стали альтернативой гипермаркетам, а также к покупкам онлайн, добавляет эксперт. Не исключено, продолжает господин Бурмистров, что в том числе и по этой причине в прошлом году упала выручка у «О'кей» и Metro, которые развивают крупные магазины.
Снижение реальных доходов населения позволяет дискаунтерам по типу Fix Price и «Светофора» традиционно удерживать свои позиции. Директор по маркетингу и коммуникациям Ipsos Comcon Людмила Новиченкова считает, что этот формат продолжит агрессивно развиваться в течение следующих трех-пяти лет.
Никита Щуренков, Мария Котова
Источник: КОММЕРСАНТЪ