На рынке жилищного строительства наступает новая эра – «эра эскроу». Переходный период не будет простым: предложение продолжит сокращаться, а цены на новостройки неизбежно пойдут вверх – так считает генеральный директор компании «Сибавиастрой» Алексей Волков. Почему компания не спешит возвращаться к строительству многоквартирных домов? С каким проектом планирует развиваться на загородном рынке? И как решение сосредоточиться на производстве бетона и железобетонных изделий помогает в «турбулентные» времена?
Алексей, летом в интервью Газете Дело вы объяснили, почему «Сибавиастрой» отошел от позиции «девелопер-застройщик-подрядчик» и сосредоточился на работе завода железобетонных изделий. 2019 год подтвердил правильность этого решения?
– По этому пути мы идем уже не первый год – и в целом, да, все подтверждается. Я часто общаюсь с теми, кто остался в строительной и генподрядной отрасли, и понимаю, что мы ситуацию увидели правильно и решение приняли верное.
Что происходит на девелоперском рынке? Наступает новая эра – «эра эскроу». Как мы и прогнозировали, количество игроков становится меньше, цены на недвижимость растут.
Пока строительство многоквартирных домов не выглядит инвестиционно привлекательным. Но мы, конечно, держим руку на пульсе, смотрим за коллегами.
Ждете, когда рынок целиком перейдет на новые правила?
– Да. Уже в следующем году первые компании завершат цикл работы в новом формате, с использованием эскроу-счетов и банковского финансирования. Тогда уже можно будет говорить об эффективной кредитной ставке, о финансовой модели. И банки к этому моменту уже поймут полностью, как им правильно работать в этой схеме. Многие вопросы утрясутся. Тогда уже можно будет заново рассматривать, каким образом можно работать на этом рынке. И нужно ли.
Пока на жилищном рынке вы присутствуете с продукцией завода – в том числе, с хорошо знакомой рынку многоквартирной 120-й серией. Каково место этого продукта в новых условиях?
– 120-я серия по-прежнему остается одним из самых эффективных инструментов для оперативной массовой застройки. Думаю, в условиях работы по счетам эскроу, с привлечением проектного финансирования, многим застройщикам этот продукт будет интересен. 120-я серия позволяет значительно сократить сроки кредитования, а следовательно – и издержки компании.
Новый проект компании - малоэтажные дома серии «Победа» - вышли на рынок не так давно. Как успехи? Оценили иркутяне загородное жилье из сборного железобетона?
– «Победа» – наш небольшой стартап, которым мы в этом году очень плотно занимались. Прирост по объему выпуска этих домов отличный: в сравнении с 2018 годом – 300%. Понятно, что здесь есть эффект «низкой базы», но все-таки. Можно сказать, что все те преимущества, которые мы в этой технологии видели, были оценены заказчиками по достоинству. Это и высокая скорость строительства, и возможность вести его круглый год, и надежность, долговечность, энергоэффективность таких домов.
Заказчики – физлица?
– Да, пока мы работаем с индивидуальными заказами. Но у компании есть желание выйти на рынок со своим организованным поселком, построенным по технологии «Победа». Это как раз та форма, в которой нам сегодня интересно было бы вернуться в жилищное строительство.
«Опытный этап» закончился: технология прекрасно работает, мы понимаем, как проектировать, как строить такие дома. Знаем, что любят в «Победе» заказчики, какие комплектации домов предпочитают.
“Победа” - это какого класса жилье? Эконом, комфорт, элитное?
– Это хороший, надежный комфорт. Я бы назвал “Победу” “ Тойотой” на рынке недвижимости. Если ты купил это - всё, будь спокоен. Это надежно, это будет очень долго работать, ты будешь жить с удовольствием, не боясь, что что-то треснет, сломается.
Осенью нам рассказывали, что компания строит «шоу-дом».
– Да, мы его построили. Можно приехать и своими глазами увидеть, своими руками «пощупать», что это такое – «Победа», в чем суть этой сборной технологии. Кстати, при строительстве шоу-дома мы впервые применили наше последнее ноу-хау – сборный фундамент.
Это намного быстрее, чем лить бетон?
– В 5 раз.
Вы сказали «последнее ноу-хау». Какие еще были в течение года?
– В этом году мы перешли на производство панелей в кассетной установке – это повышает качество самой панели, улучшает ее геометрию, внешний вид, увеличивает производительность. В следующем году хотим запроектировать новую плиту перекрытия, увеличить пролет с 4,5 метров до 6. Это позволит делать более просторные комнаты, например, большие кухни-гостиные, которые сейчас в тренде. Также в следующем году закупим два комплекта новой опалубки - под плиту 4,5 м и под новую плиту 6 м. Тем самым добьёмся идеальной геометрии изделий и увеличим производительность.
Завод ЖБИ выпускает товарный бетон и железобетонные изделия. На рынке бетона тоже не все спокойно: ваши коллеги летом говорили о падении на 30%. Сохраняется ли эта ситуация?
– Объем рынка в целом по стране сжимается. И связано это, в первую очередь, с сокращением жилищного строительства. Думаю, в этом году ввод нового жилья еще может чуть-чуть подрасти (многие застройщики завершают свои проекты по старым правилам), а вот в следующем году роста не будет. Через год – тем более. Потому что проектов нет.
Нас в этой ситуации очень выручает то, что регион у нас промышленный: активные инвестиции, освоение месторождений… Газ, нефть золото – многие проекты требуют нашей продукции. Промышленность дает нам действительно большой рост, который компенсирует падение в жилищном секторе.
В целом по году прогнозируете положительную динамику?
– По объему бетона на 2019 год мы ставили себе в план прирост на 20% по сравнению с 2018 годом, но, скорее всего, выйдем на цифры прошлого года. С учетом того, что рынок в целом вообще сжимается, это, я думаю, достаточно хороший результат.
А по железобетону какие прогнозы?
– Тут мы прирастем – процентов на 20 к прошлому году. И именно за счет промышленных объектов. Сейчас 80% заказов приходится на промышленность, на жилье – только 20%. Еще пять лет назад, в 2014 году, ситуация была прямо противоположной. То есть за пять лет рынок перевернулся.
Можете рассказать о самых интересных, масштабных проектах 2019 года, в которых вы поучаствовали со своей продукцией?
– Мы приняли участие в реконструкции очистных сооружений. В строительстве ледового дворца – туда поставили в том числе и нестандартные изделия – сборные трибуны. Сделали под них опалубку и в очень короткие сроки запустили производство – в итоге все свои обязательства выполнили в срок.
Производили сваи для Тайшетского алюминиевого завода, активно занимались поставками продукции на Ковыктинское газоконденсатное месторождение. Поучаствовали в реконструкции и строительстве нового объекта на Иркутском авиазаводе со своим бетоном – в достройке одного цеха и строительстве второго. Туда же - на Авиазавод - поставляли свой «аэродромный» бетон.
Какие планы у компании на 2020 год? Чего ждете от рынка?
– Как раз сейчас работаем над стратегией. Пока контуры видятся такие: будем обновлять парк опалубки на основную продукцию, которая пользовалась спросом. Номенклатура опалубки должна быть широкой, чтобы мы могли переключаться с продукции на продукцию.
Будем обновлять оборудование – то, которое является критическим для производительности, для устойчивости производства, чтобы еще более стабильно, бесперебойно обеспечивать продукцией наших клиентов. Будем работать над себестоимостью, над эффективностью – максимально сокращать все наши потери, не снижая качества и стабильности, не нарушая нашего кредо.
Также активно смотрим, какую новую продукцию мы можем запустить, чтобы еще большему количеству клиентов быть полезными.
То есть вектор у компании прежний – бетон, железобетонные изделия?
– Да. Ну и за жилищным рынком будем приглядывать, «мерить» на него нашу малоэтажную серию. В случае с «Победой», со строительством собственного организованного поселка, компания может получить максимальный синергетический эффект. Мы здесь выступим и как производитель, и как девелопер. Создадим для себя конечный спрос. Если он будет подкреплен поддержкой банков – будет хорошо вдвойне.
Кредиты на строительство имеете в виду?
– Да, такая возможность актуальна для многих наших заказчиков. Думаю, и банкам наш продукт должен быть интересен: экономика понятная, скорость строительства высокая, контролировать процесс легко.
Поселок – это горизонт ближайшего года? Двух?
– Я думаю, следующий год. Спрос на организованные загородные поселки есть, и высокий.
А с учетом «эры эксроу» будет, наверное, еще выше.
– Конечно. Цены на «первичку» в Иркутске уже выросли. А что будет, когда предложение сократится, и квартиры станут «штучным товаром»? Если по цене городской новостройки можно будет купить загородный дом с участком, думаю, многие именно так и поступят.
8 (3952) 500-360
Иркутск, Ширямова, 101
www.sibaviastroy.ru
Источник: ДЕЛО