Итоги Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» подвел в начале 2020 года Минстрой РФ. В число победителей вошли сразу два проекта иркутской «Мастерской архитектуры и дизайна FOX». Останутся ли создание комфортной городской среды и развитие общественных пространств важными трендами и после периода самоизоляции, в которой мы живем в последние месяцы? Каковы тенденции развития современной городской архитектуры? Эти вопросы Газета Дело обсудила с генеральным директором компании MAD FOX Дмитрием Фальковским.
Дмитрий, мы беседуем в совершенно новых условиях нашей жизни – условиях пандемии и самоизоляции. Но эта ситуация рано или поздно закончится. По вашему мнению, в каких реалиях мы окажемся, с точки зрения развития комфортной городской среды и общественных пространств?
– Посткризисная ситуация с вирусом COVID-19 будет ознаменована более активным вовлечением бизнеса и населения в онлайн-услуги, дальнейшее ускоренное развитие различных интернет-экосистем, позволяющих получить максимум услуг и товаров, не выходя из дома. Однако человек социален и полностью перейти в виртуальный мир еще не готов. Снятие ограничений по передвижениям вернет людей на улицы, комфортная городская среда все равно будет развиваться дальше и останется крайне актуальной для горожан. Многие исследователи-урбанисты утверждают, что за время самоизоляции в людях сформируется страх заражения в местах массового скопления, и мы будем активно избегать публичных мест. Думаю, сейчас сложно делать такие выводы, однако городские улицы более безопасны в части распространения вирусов, чем закрытые помещения. Поэтому мы абсолютно уверены, что развитие городских пространств активно продолжится после снятия самоизоляции.
А в чём суть ваших проектов в Тулуне и Свирске, которые признаны на всероссийском уровне и получат федеральное финансирование на реализацию?
– Один из проектов – благоустройство улицы Ленина в Тулуне. Он стал победителем в категории «Малые города с населением от 20 до 50 тыс. человек». Второй – благоустройство городской среды в Свирске – победил в категории «Малые города с населением до 20 тыс. человек». В этом проекте наша компания выступила партнёром разработчика в части предпроектных исследований и разработки финансово-экономической бизнес-модели окупаемости проекта.
Кстати, мы не первый раз выигрываем в конкурсе Минстроя РФ. В прошлом году одним из лучших стал наш проект благоустройства городского озера в Черемхово.
Наша компания, кроме архитектуры и дизайна в жилой, коммерческой и промышленной сферах, активно развивает направление по созданию комфортных городских пространств и комплексному освоению территорий. Дело в том, что сейчас наступило время, когда ценность объекта капитального строительства заключается не только в количестве квадратных метров. Просто построить коробку и продать в ней площади, чтобы получить доход, уже недостаточно – появилось много факторов, которые требуют активного создания «нематериальных активов».
Что вы имеете в виду, говоря о «нематериальных активах»?
– В первую очередь – общественные пространства, социум. Мы ходим по улицам, гуляем в скверах и парках, и везде хотим чувствовать себя комфортно. Хотим, чтобы в эти места было приятно приходить и пользоваться ими, причем в комплексе с расположенными здесь же объектами капстроительства. MAD FOX стремится создавать востребованные объекты, которые полезны и собственникам земельных участков, и инвесторам, и пользователям, и городской среде. Для этого специалисты компании проводят различные предпроектные и проектные работы на выбранной площадке, где будет расположен объект: градостроительные исследования, изучают окружение, людские потоки, эргономику, финансовые потоки и экономику района или города, если город малый – потому что любой объект, который в перспективе должен появиться, будет опираться на определенный бюджет. Такие продуманные решения способны кардинально изменить архитектуру и дизайн городской среды. А изменения в городской среде, в частности, позволяют решать важную социальную задачу: они снижают миграционный отток населения, что особенно актуально для небольших городов.
Сейчас ни один проект по изменению общественных пространств не обходится без обсуждения с горожанами. Вы проводите такой мониторинг общественного мнения?
– У нас накоплен хороший опыт подобной аналитической и исследовательской работы, в том числе и благодаря конкурсу Минстроя РФ, и сейчас мы всё глубже погружаемся в эту область. Когда проекты начинают реализовываться, проводим работу над ошибками, чтобы не допускать каких-то просчетов в будущем. Кроме этого, чтобы минимизировать ошибки, стараемся вовлекать в наши проекты как можно больше акторов и интересантов, учитывать мнение общества. Конечно, это сложный процесс, потому что мы, как команда профессионалов, видим проект по-своему, а жители – по-своему, и не всегда профессиональные решения совпадают с ожиданиями людей. Нужно быть не только архитектором-дизайнером, но и психологом, чтобы услышать рациональное зерно в высказываниях людей, при необходимости правильно оппонировать им и при этом никого не обидеть, привести убедительные доводы – почему были приняты именно такие решения. Всё это приходится учитывать в работе, чтобы получился качественный продукт, и наши победы в федеральном конкурсе – показатель того, что мы движемся в правильном направлении. Это означает, что наша работа востребована людьми, что мы – в тренде и профессиональны в своих решениях. И очень важно, что наши проекты будут реализованы.
Какие еще новые тренды определяют сейчас развитие общественных пространств и территорий?
– Есть ещё такая вещь, которая тоже становится востребованной – так называемый дизайн-код общественных пространств, с которыми взаимодействует каждый из нас. Так, разрабатывая проект благоустройства улицы Ленина в Тулуне, наша компания одновременно разработала концепцию дизайн-кода: этим регламентом и рекомендациями мы определили, какие должны быть фасады зданий и вывески – их размер и подача, лавочки, фонари, все элементы окружающей среды, как должен использоваться бренд города. В дальнейшем, все проекты благоустройства должны реализовываться в рамках этого дизайн-кода. И чем глубже и серьезнее мы отнесемся к его подготовке, тем меньше ошибок в перспективе будет допущено.
Но ведь в вашем портфеле не только объекты, связанные с созданием комфортной городской среды? Вы работаете с бизнес-структурами, в сфере коммерческой недвижимости?
– Мы работаем с любыми заказчиками: с крупными компаниями, частными лицами, госсектором, и проектируем различные объекты – от жилых до промышленных. Например, сейчас проектируем пищевой промышленный технопарк в Улан-Удэ, это специализированный инвестпроект для Бурятии, современное кондитерское производство. Проект непростой, хотя, казалось бы, производство, оно и есть производство, поставили «коробки» и достаточно. Но даже в этом проекте мы делаем акцент на комплексное развитие территории, на дизайн среды, потому что вопрос промышленной архитектуры сейчас также становится очень актуальным. Мы задаемся вопросом: а как люди, которые будут работать на предприятии и проводить там много времени, будут отдыхать? Соответственно, сразу же в проекте появляются общественные пространства, зоны отдыха, дорожки, лавочки, освещение: мы хотим где-то цветовым решением, где-то архитектурными элементами сделать объект выигрышным, чтобы сформировать правильный рабочий климат.
Кроме этого, у нас реализуется проект торгово-развлекательного квартала в Усолье-Сибирском. На стройплощадке одновременно возводятся четыре новых здания, планируется реновация существующего торгового центра. Объединит их единое общественное пространство. По нашей идее, это некий аналог иркутского «130 квартала», но только в современной архитектуре.
Там же, в Усолье-Сибирском, уже успешно работает и живёт своей жизнью реконструированный по нашему проекту ТРЦ ЦУМ.
Работая с собственниками земельных участков, мы проводим исследования, чтобы точно определить, что здесь стоит построить, какой объект будет действительно востребован. Плюс к этому делаем расчёты, сколько будет стоить объект, и сколько на нем можно заработать. Понятно, что это не абсолютные цифры, но, тем не менее, они основаны на аналитической информации, а не просто на удовлетворении желания «А пусть будет».
Готов ли бизнес тратить дополнительные деньги на такие исследования?
– На данном этапе, конечно, не все. Но это – дело времени, потому что если ещё на этапе задумки не учесть, как здание будет стоять, как и какие посетители будут туда приходить, удобно ли в нём будет работать, и многие другие вещи, то ликвидность объекта начнет падать. Даже если у него отличная локация. Да и тратить деньги на посредственный объект в отличной локации – всё равно убыток, и цена ошибки будет очень велика. А компания MAD FOX готова и может помочь инвестору профессионально решить все эти вопросы. И тенденция уже запущена – на рынке жилья многие застройщики начали ориентироваться на эти «нематериальные активы»: создают объекты недвижимости, которые меняют окружающую среду. В Иркутске тоже появилось несколько ярких современных ЖК, которые отличаются иным подходом к проектированию.
Со временем, хотя, может, не так быстро, как в жилищном строительстве, будет запущен процесс изменений и в сфере коммерческой недвижимости, где большинство объектов, те же торгово-развлекательные центры, построены 5-7 лет назад, когда не уделялось столько внимания ни архитектуре, ни городской среде. Значит, практически все эти объекты ждёт реновация. Кстати, стимулом к тому, чтобы собственники ТРЦ с уникальной локацией, то есть расположенных в самом сердце Иркутска, почувствовали реальную необходимость перемен, может стать масштабное изменение окружающей территории, инициированное городской администрацией.
Но мы смотрим на Иркутск несколько шире и видим, что у города огромная потребность в современных общественных объектах и пространствах, а он в этом направлении практически не развивается. Процесс изменений небольших дворовых пространств, который активно идёт в областном центре, конечно, хорош, но этого всё равно мало. Город растет, меняется, и это требует появления новых интересных и необычных объектов – локальных мест для праздников, новых театров, концертных залов. Поэтому мы активно участвуем в разных проектах, которые меняют городскую среду и нашу жизнь.
Источник: ДЕЛО