Общий рост цен на жилье на фоне снижения доходов населения может сделать более востребованным новый формат аренды жилья — коливинги. Фактически речь идет об институализации существующей практики аренды комнат и коек. В ближайшие годы аналитики ждут появления в Москве нескольких сетей, работающих по этому принципу. Уже сейчас около 20% гостей хостелов живут в них дольше месяца. Операторы будущих коливингов рассчитывают окупить проекты всего за два года. Но многие консультанты относятся к идее скептически, сравнивая коливинги с общежитиями и вспоминая о травмирующем опыте проживания в коммуналках.
В ближайшие пять лет в Москве могут появиться несколько сетей коливингов, говорится в исследовании CBRE и «Метриума». Коливинг предполагает совместное проживание группы людей в объекте, где под общественные зоны выделено 30–35% площадей. Им управляет профессиональный оператор, который может не быть собственником недвижимости. Аналитики ожидают, что формат будет активно развиваться на базе существующей недвижимости.
Снижение доступности жилья — один из ключевых драйверов интереса к коливингам в большей части европейских стран, отмечается в исследовании. По данным Oxford Economics, в 2018 году жилая недвижимость в Европе в среднем дорожала на 4,4% год к году, тогда как реальные доходы выросли всего на 0,8%. Доля ипотеки в структуре доходов европейцев также увеличилась, а условия ее получения ужесточились. Аналогичная тенденция наблюдается в России.
Глава сети «Хостел рус» Андрей Цай говорит, что на гостей, которые живут в хостелах от месяца и более, приходится в среднем 20% клиентов сети. Он считает, что с развитием формата коливингов их доля существенно не сократится: такие пространства предполагают более высокий комфорт и стоимость проживания. Основатель сети LogInn Colivings Алла Цытович подтверждает, что в ее объектах средняя стоимость размещения действительно на 15–20% выше, чем в хостеле. Постоянно проживают около 70% гостей, средний срок — 3,5 месяца. Госпожа Цытович видит клиентами коливингов молодых людей, которые только начинают жить в крупных городах, ищут работу, или фрилансеров, предпочитающих жизнь в Москве.
В дальнейшем росте сегмента коливингов Алла Цытович не сомневается. Сейчас, по ее словам, проекты в этой сфере рассматривают крупные девелоперы: окупить вложения здесь можно за 2–2,5 года. Основатель CEO Spaces Гурген Шекоян также отмечает высокий спрос на формат: заполнить коливинг, запущенный им вместе с коворкингом в 2019 году, удалось без какой-либо рекламы, внутренний спрос полностью поглотил предложение.
Но управляющий партнер Ivashkevich Hospitality Станислав Ивашкевич представляет себе будущее формата намного менее радужно. «По сути, все существующие в России общежития можно назвать коливингами, и мы прекрасно знаем, как там живут люди»,— подчеркивает эксперт. Он считает, что управлять коливингами очень сложно, поскольку выбирающая такой тип размещения аудитория требует дополнительного контроля. А если стоимость сопоставима с отдельным арендным жильем, оставаться в коливинге, по мнению эксперта, нецелесообразно.
Александра Мерцалова
Источник: КОММЕРСАНТЪ