В Приангарье «вторичка» популярнее «первички», а квадратный метр жилья с начала 2022 года подорожал более чем на 20 тысяч рублей. Об этом на пресс-конференции в ТАСС 20 апреля рассказал руководитель управления Росреестра по Иркутской области Виктор Жердев.
По итогам 2022 года в 10 регионах СФО поступило около 3,5 млн заявлений об оформлении недвижимости. По ним было принято около 3 млн положительных решений. регионами-лидерами стали Иркутская и Новосибирская области, Алтайский и Красноярский края, сообщила руководитель управления Росреестра по Новосибирской области Светлана Рягузова.
В Приангарье было совершено более 420 тысяч регистрационных действий. Значительная их часть относилась к «гаражной амнистии», по которой Иркутская область в прошлом году заняла четвертое место по стране. Также регион участвует в пилотном проекте «Национальная система пространственных данных». Соответственно, большое количество регистрационных действий было произведено в этом направлении, пояснил Виктор Жердев.
Что касается строительства жилья в рамках ипотеки и долевого участия, цифры Приангарья сравнительно небольшие. В целом по Сибири количество зарегистрированных ипотечных сделок за год снизилось на 14%. Если в Новосибирской области было оформлено за год 85,6 тысячи ипотечных сделок, в Красноярском крае – 75,5 тысячи, в Алтайском – 56,7 тысячи, то в Иркутской области – 38,1 тысячи. Договоров долевого строительства в 2022 году в Иркутской области было заключено 6,1 тысячи, тогда как в Новосибирской области – 31,8 тысячи, в Красноярском крае – 27,7 тысячи. В целом по Сибири количество зарегистрированных договоров долевого участия выросло на 15%.
– Отрадно, когда смотришь и видишь, что в Новосибирске средняя цена жилья – 74 тысячи рублей за квадратный метр, в Красноярске – 90-95 тысяч. Но в Иркутской области в январе 2022 года средняя цена была 101 тысяча рублей, к концу года – 112-115 тысяч, – отметил глава управления Росреестра Приангарья.
Для сравнения он привел данные по стоимости жилья в Иркутской области в первом квартале 2023 года: в январе средняя цена квадратного метра составляла 122 тысячи рублей, в феврале – 123, в марте – 125 тысяч рублей.
– Стоить нужно больше. Людям нужно больше жилья, и, соответственно, мы бы тогда больше регистрировали прав, больше оформляли ипотек и долевого участия в строительстве, – заявил Виктор Жердев.
В 2022 году вторичного жилья приобреталось в Иркутской области в три раза больше, чем первичного. Соответственно, этого жилья на рынке было больше. При этом в первом квартале 2023 года вторички приобреталось только в 1,5 раза больше. Виктор Жердев объяснил это катастрофическими паводками 2019 года – несколько лет после этого люди скупали все жилье, которое могли себе позволить, так как им негде было жить, соответственно, цена на недвижимость стремительно росла. А сейчас происходит стагнация, нет такого большого роста цен, как даже в прошлом году.
Что касается льготной ипотеки, то в Иркутской области она составляет не более половины всех сделок. В регионе достаточно популярна сельская ипотека, сейчас внедряют промышленную ипотеку. Кроме того, в силу опять же наводнения 2019 года в регионе достаточно много недвижимости покупалось на сертификаты, выданные лицам, потерявшим свое жилье.
– Управление Росреестра работает в соответствии с главным трендом – цифровизацией. В первом квартале 2023 года в ведомство поступило в электронном виде 57% заявлений. Доля ипотеки, которая регистрируется за 24 часа, два года назад в Иркутской области составляла 79% от всех сделок, сейчас – 95%. Также сильно вырос процент электронной «долёвки»: в 2021 году таких договоров электронно было составлено 40%, сейчас – 74% всех поданных документов, – добавил Виктор Жердев.
Средний фактический срок регистрации прав на недвижимость в Иркутской области в настоящее время составляет один день. Внедряется новый проект: «Кадастровый учет за два часа» – с возможностью направить документы для предварительной проверки государственным регистратором. Создан постоянно действующий кол-центр: в среднем за квартал туда поступает около 10 тысяч звонков. За восемь месяцев работы в кол-центре проконсультировали более 25 тысяч человек.
Источник: ТЕЛЕИНФОРМ