Далеко не каждый российский бизнесмен «первой волны» может похвастаться тем, что нашел преемников, готовых продолжить созданное им дело. Виктору Ильичеву, основателю группы компаний «ВостСибСтрой», повезло: сегодня с ним плечом к плечу трудятся сыновья Иван и Геннадий. Как связаны семейные ценности и стратегия развития бизнеса? Каково это – строить будущее компании вместе с собственными детьми? Почему Виктор Геннадьевич называет себя предпринимателем, а сыновей – бизнесменами? И какие подходы позволяют «ВостСибСтрою» уже 30 лет расти, несмотря на кризисы?
– Долгое время в бизнесе меня окружали хорошие люди, сильные менеджеры, но они были именно управленцами. Невозможно, чтобы управленец думал как акционер – он всегда будет мыслить по-своему. Очень сложно доверить дела, отойти в сторону и забыть – знай только проверяй, как деньги капают. Как правило, проходит небольшое количество времени и компания начинает идти не в ту сторону. «ВостСибСтрой» через это прошел: мы несколько раз оказывались в очень тяжёлом финансовом положении, хотя всё было по правилам.
– Тема рода, семьи, корней меня интересовала еще с детства. Когда знаешь, кто ты, куда и откуда, проще стоять на земле.
Я не планировал, что создам бизнес и обязательно передам его детям. Но и спонтанным решением это не назовешь. Когда сыновья были подростками, мы провели десятки, сотни разговоров о будущем. Помню, как-то старший сын Иван спросил: «Папа, а как передаются ценности из поколения в поколение? Как сделать так, как у знаменитых династий, существующих сотни лет, взять хотя бы частичку положительного опыта?»
Мне преемственность тоже всегда казалась важной: как сделать так, чтобы твои дети и внуки были успешны? А правнуки? Это искусство! Когда сыновья выбрали, в каких направлениях хотят развиваться, поступили в институты, пришло осознание: хорошо было бы нам поработать вместе. Иван в 20 лет стал исполнительным директором компании, Геннадий занялся управлением коммерческой недвижимостью.
– Передача семейных ценностей, преемственность имеют большое значение в бизнесе. Коллеги, друзья, у которых в жизни сложилось иначе, часто спрашивают: «Как ты это спланировал? Дети – это стратегия развития компании?» Я всегда отвечаю, что у нас все было по-семейному, но если подумать, то да, можно сказать, что это была стратегия.
Благодаря этому мне теперь гораздо проще мыслить о будущем, его вариативности. В наших российских реалиях иметь только одну стратегию – невозможно. Жизнь быстро меняется. И будущее бизнеса может быть разным: можно его продать, передать по наследству, можно управлять им совместно или отойти от менеджмента и заняться благотворительной, общественной деятельностью. Все возможно, потому что есть сыновья, на которых я могу положиться. Знаю, что они поддержат, зачастую поспорят, а чаще всего и переспорят (улыбается).
– Обычно говорят: не имей дел в бизнесе с друзьями и с родственниками. Я как бизнесмен девяностых через это прошёл: всех родственников в итоге пришлось уволить, с друзьями – расстаться. Теперь ситуация другая: со мной работают не просто родственники. Это сыновья, и для меня всегда превалирует любовь. Так меня еще отец учил: «Не слушай никого, как воспитывать детей. Их надо только любить!»
Я могу по-разному относиться к их точкам зрения, к их критике. Но понимаю: времена меняются. Схемы управления, к которым я привык, мой образ мышления – уходят в прошлое. Я пытаюсь каким-то образом соответствовать современным веяниям. Но вижу: в ¾ случаев сыновья, высказывая точку зрения, принимая решения, оказываются правы. Я просто вынужден к ним прислушиваться: 75% говорят сами за себя. После таких дискуссий, бывает, по два дня хожу в гневе: «Батю не послушали!» – но понимаю, что они все сделали верно.
– У нас в компании много молодежи. Им нужно работать, зарабатывать, содержать семьи, важно реализоваться в профессии и жизни. В этом разница между молодыми сотрудниками и возрастными, и именно поэтому я предпочитаю иметь дело с молодежью. Амбициозные ребята, которые выросли в современном обществе, с правильным воспитанием, представлениями и ценностями, – это главный потенциал компании.
Мы даем молодежи зеленый свет. Ведь можно доверить человеку – согласно его компетенциям, несомненно, а можно пытаться его законтролировать. Во втором случае ничего хорошего не выйдет. Ты сам за него работу и будешь делать. А если ты правильно оценил умственный и стратегический потенциал, который в нём заложен, то это удача. Человек будет работать. Многие из ребят, которые начинали в нашей компании, сейчас трудятся в других организациях. И я искренне радуюсь, когда у них что-то получается. Мы до сих пор общаемся и, если можем, – помогаем. А они относятся к «ВостСибСтрою» как к альма-матер.
– Я начинал бизнес в девяностых – начале двухтысячных. Несомненно, время было другое. Сейчас все сильно изменилось, но неизменным осталось одно – наша целеустремленность и настойчивость. Когда, что бы ни происходило, сжав зубы, идёшь вперёд и достигаешь своих целей. Без этого, на мой взгляд, долгосрочный бизнес построить невозможно.
Мы попадали в тяжёлые ситуации, предбанкротные, бывали сложности и в бизнесе, и с конкурентами. Но мы всегда старались умерить свою гордыню и договориться. Я до сих пор так говорю: «У нас нет конкурентов, есть партнёры». Мы стараемся друг другу помогать. Это ещё одно правило устойчивости – надо быть коммуникабельным в общении и с конкурентной средой, и с обществом, в котором мы живем. Внести вклад в его развитие: помочь детям, инвалидам, церкви, сделать это безвозмездно, с душой – задача бизнесмена. Без этого предприниматель не состоится.
– Компания «ВостСибСтрой» начиналась как подрядная организация. Этот бизнес продолжает успешно работать и сейчас, он составляет треть от общего оборота. Изменились объемы работ, заказы стали более крупными и ответственными. Раньше мы о таких даже не мечтали – когда один заказ исчисляется миллиардами рублей.
Девелоперский бизнес – это иное. Мышление девелопера отличается от мышления подрядчика. Не всем удается выполнять обе роли. Нам повезло, что мы зашли на этот рынок и быстро поняли: самостоятельно проектировать, строить и продавать – не самое эффективное решение для нас. Нужно искать партнёров – компетентных, знающих – и действовать вместе. Сегодня время партнерских взаимоотношений. «В одного» независимой компании работать сложно. Абсолютное большинство моих коллег в девелоперском бизнесе – того же поля ягоды, и они готовы договариваться.
Третье направление «ВостСибСтроя» – производство строительных материалов. Этот бизнес тоже продолжает развиваться, всё больше увеличивается. И мы находим синергию между всеми тремя направлениями: подрядом, девелопментом, производством. Это помогает развиваться и меньше зависеть от внешних факторов.
– «ВостСибСтрой» растет примерно на 15% в год. В 2023 году мы перейдём отметку в 10 млрд рублей, в прошлом году было 7,5 млрд, в позапрошлом – 5 млрд. С точки зрения бизнеса мы смотрим на текущую ситуацию как на время новых возможностей. Что бы ни происходило, продолжаем делать дело, которое мы любим. Планируем развитие и на территории России – работаем как с Дальним Востоком, так и с Москвой – и за границей.
– Я до сих пор не научился отдыхать, близкие это знают. Меня хватает на четыре-пять дней – и всё, потом нужно чем-то заниматься. Я думал над тем, чтобы отойти от дел, но понял: психологически да и физически в этом случае долго не продержусь. Я живу работой. Теперь головная боль – моя и сыновей – состоит в том, чтобы выстроить новую грань в работе с ними, дать им возможность дальнейшего роста, не мешать.
Мне интересно придумывать проекты. Находить новое, то, чего мы не делали раньше, – это мое. А знания, опыт, отношения с многими людьми в бизнесе, политике, силовых структурах позволяют принимать решения более выверенно, взвешенно. Я считаю, что есть разница между бизнесменами и предпринимателями. Сыновья похожи по характеру на бизнесменов. А я – предприниматель. Мне надо что-то придумать, а им – реализовать. Возможна ли синергия здесь? Вполне! У нас получается.
– Думаю, через 30 лет «ВостСибСтрой» будет работать и на российском рынке, и за рубежом – в первую очередь как генподрядчик и девелоперская компания. Появится культура управления, акции компании будут доступны на фондовом рынке. «ВостСибСтрой» сменит свой офис на более современный, а в кабинете Совета директоров – его пока нет – будет висеть одна-единственная фотография, которая меня вдохновляет. Догадываетесь, какая? Моя! (улыбается). Это главный стимул для любого основателя бизнеса – не получить деньги, не создать капитал, а знать, что твоя фотография будет висеть на стене в офисе, а твое дело – продолжаться.
Я уверен, что компания «ВостСибСтрой» останется семейной по своей сути, по духу. И ценности, которые есть сегодня в нашей семье Ильичевых, сохранятся через 30 лет и будут работать на развитие бизнеса. Я вижу только плюсы в такой синергии.
Читайте также:
Источник: ДЕЛО