В эру после пандемии девелоперы осознали значимость добавленной стоимости в продуктовых решениях при строительстве новостроек. Теперь они стремятся сочетать качественное строительство и отделку с созданием комфортной среды для жизни и работы. Издание «Ъ-Review» изучило, как новые тренды влияют на качество жилья и благополучие покупателей.
В допандемейные времена далеко не каждый даже крупный девелопер верил в добавленную стоимость от детальной проработки продуктовых решений. Но в том числе переход из офисов на удаленную работу и ограничения в передвижении на время карантина показали необходимость качественной организации общедомовых пространств. Требования покупателей к комфорту жилья резко выросли и уже не вернутся на доковидный уровень.
«Объективно пандемия не создала новые вызовы для застройщиков, а сделала очевидными те вопросы, которые назревали давно. Глобальная урбанизация, бешеный ритм жизни в городах, постоянный поиск ресурсов для достижения высот в карьере, в семье, социуме требуют нового качества среды для жизни»,— говорят в федеральном девелопере GloraX.
В результате на рынке стали появляться первые попытки полностью переосмыслить продукт. Так, GloraX заявил о создании лаборатории GloraX Lab, цель которой — «разрабатывать прогрессивные продуктовые решения для формирования качественно нового комплексного подхода к созданию жилой среды». К работе лаборатории привлекли экспертов из областей нейропроектирования, биохакинга, детской психологии, спорта и средового дизайна, например специалистов по нейропсихологии и нейробиологии Полину Кривых и Василия Ключарева, детского психолога Ларису Суркову, педиатра-аллерголога Алексея Бессмертного, спортивного эксперта Арину Скоромную и архитектора, учредителя бюро МЛА+ в России Яну Голубеву.
Усилия экспертов — архитекторов, дизайнеров, проектировщиков и продуктологов — за последние годы уже повысили качество жилых пространств. Но в то же время наблюдается и иной тренд: проекты массового сегмента предлагают схожие решения. То есть девелопмент достиг базового уровня комфорта, сосредоточился на эстетической и функциональной стороне продуктовых решений, но возник вопрос, куда же двигаться дальше.
GloraX Lab исследует влияние городской среды на состояние человека. «Я работаю в крупнейшем российском центре изучения здоровья мозга. Несколько лет назад мы инициировали исследования того, как влияет городская среда на горожан разных возрастов, на когнитивные функции, память, внимание, тревожность. Мы видим, как по-разному ведет себя наш мозг в различных условиях, как по-разному он позволяет справляться со стрессом. Эти наработки важно применить в проектировании жилых кварталов»,— считает нейробиолог Василий Ключарев.
Например, места общего пользования — лестничные клетки и коридоры — до сих пор остаются территорией, где жители дома просто проходят мимо друг друга. Между тем пространство может стимулировать возникновение социальных контактов. Вопрос стал актуальным, считает эксперт, так как более 40% домохозяйств в России состоят из одного человека, при этом одиночество на треть повышает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний и возникновения деменции после 65 лет.
«Есть исследования, которые показывают, что яркость и теплота света влияют на работу когнитивных функций — памяти и внимания,— добавляет психофизиолог Полина Кривых,— поэтому в общественных зонах лучше использовать теплый свет. В вечернее время свет уже должен быть приглушенным, чтобы помочь наладить график сна».
В лаборатории планируют исследовать, как используются придомовые территории, детская и спортивная инфраструктура. По мнению экспертов, сегодня детские площадки теряют часть функций из-за недостаточной продуманности игровых сценариев. «Мы видим, что во дворах детям неинтересно, они все меньше проводят времени на улице. Родителям же приходится уделять больше внимания и развлекать детей не только дома, но и на площадке. В то же время дети с удовольствием идут в насыщенные дворы с множеством разных элементов. Если на игровых площадках предусмотрено пять функций, то ребенок будет активен 20 минут, а если 35 функций — то час.
Спортивные площадки также могут оставаться пустыми, вопреки тренду на ЗОЖ, из-за неадаптивности оборудования к потребностям обычных пользователей, новичков.
Екатерина Геращенко
Источник: КОММЕРСАНТЪ