До 70% объема строительства ИЖС в Иркутской области остается в теневой зоне, по мнению Максима Гука, руководителя строительной компании «Коробка». Тем, как вывести этот объем «на свет», он поделился с нашим изданием.
– Рынок ИЖС в Иркутской области – это «дикий запад», хотя в последние год-два начались попытки его цивилизовать, – считает эксперт.
По его мнению, работающих в регионе подрядчиков ИЖС можно разделить на три условные группы. Первая – аккредитованные застройщики. Официальные компании (ООО, ИП), которые работают по договорам, имеют аккредитацию в банках, строят по проектам и начинают интегрировать в свою работу новые механизмы, например эскроу-счета.
– Таких компаний в регионе, возможно, несколько десятков, но тех, кто строит системно и в больших объемах – единицы, – полагает Максим.
Вторая – это «серые» бригады. Полуформальные, часто собранные под сезон. У них может быть ИП, но работают они в основном за наличные, по упрощенным договорам. Качество плавает, гарантии условные. Их – сотни.
– Наконец, «дикие» бригады (самозанятые) – это основной массив рынка. Частники, которые строят «по понятиям». Никаких договоров, никакой ответственности. Их посчитать невозможно, – считает собеседник издания. – По моим личным оценкам, не менее 60-70% всего объема строительства ИЖС в регионе все еще находится в «серой» или «черной» зоне.
Несмотря на попытки регулирования, теневой сегмент рынка ИЖС демонстрирует завидную устойчивость. По факту, отмечает эксперт, он держится на трех китах: цене, кажущейся простоте стройки и инертности заказчиков.
– Цена остается главным фактором. «Дикая» бригада не платит налоги, не содержит офис, не тратится на проектную документацию и аккредитации. Их смета всегда будет ниже, чем у официальной компании. А клиент в первую очередь ищет, как уложиться в бюджет. Особенно сейчас, когда льготные программы сворачиваются, а ставки по кредитам высокие, – комментирует Максим.
Многие заказчики (особенно те, кто строит не на ипотечные, а на свои средства) просто не знают о новых цивилизованных механизмах или боятся «бюрократии». Им кажется, что они сэкономят не только деньги, но и время, договорившись «с прорабом» и расплачиваясь наличными по факту. Как правило, это не так, но об этом покупатели узнают потом.
– На репутацию смотрят те, у кого есть деньги. Массовый клиент, который берет ипотеку на грани своих возможностей, готов рисковать, лишь бы «пролезть» по цене, – поясняет руководитель стройкомпании.
Впрочем, с для ипотечных заемщиков путей обхода становится все меньше.
По словам собеседника издания, до недавнего времени рынок ИЖС практически никак не регулировался. Сейчас предпринимаются первые попытки, причем не по линии Стройнадзора, а со стороны банков.
– Если клиент хочет льготную ипотеку на строительство, он обязан нанять аккредитованного подрядчика. Чтобы компании попасть в этот реестр, нужно доказать свою компетенцию, показать финансовую устойчивость, построенные объекты. Эскроу-счета также отсекают мошенников и однодневные бригады – подрядчик получит деньги клиента только после выполнения заказа. Это главный и, по сути, единственный работающий сегодня фильтр, – указывает эксперт.
Минус для строителей – это усложнение и удорожание процессов (дополнительная отчетность перед банками, заморозка денег на эскроу), но это плата за цивилизованный рынок.
Впрочем, до идеального порядка еще далеко. На фоне охлаждения рынка – массовая дешевая ипотека закончилась, коммерческие ставки недоступны абсолютному большинству, а по оставшимся льготным программам резко ужесточились условия для заемщиков – тренд на удешевление, по мнению эксперта, будет набирать обороты.
– Те, кому ипотеку не дали или у кого есть часть наличных, уходят в «серую» зону. Их запрос – «постройте хоть что-нибудь за мои 3 миллиона». И вот здесь «дешевые неутепленные домики» не просто не уходят в прошлое, они получают второе дыхание, – предупреждает он.
Тренд на качество, по его мнению, сохранится только в ипотечном сегменте. И это главный вызов, который сейчас стоит перед всеми участниками ИЖС и властями. И главная возможность. Именно в этой части, по мнению эксперта, можно настроить рычаги регулирования рынка.
– Скажем, я бы от лица всех белых застройщиков предложил бы распространить механизм эскроу на все ипотечные сделки ИЖС. Это моментально уберет с рынка 90% «серых» бригад, работающих с ипотекой. Ввести обязательный технический надзор (или аудит проекта) банком на соответствие СНиПам и нормам энергоэффективности для нашего региона, – перечисляет Максим Гук.
И наконец, убежден он, крайне важно упростить и удешевить для застройщиков ИЖС проектное финансирование.
– Сегодня крупным застройщикам МКД проще получить кредит на миллиард, чем нам – на 100 миллионов для постройки коттеджного поселка. Если банк будет кредитовать застройщика ИЖС, мы сможем строить качественные дома "на поток" и продавать их готовыми, что для клиента всегда проще и безопаснее, – заверяет он.
Источник: СИА
Realty.Irk.ru: Главное