В 2009 году объём производства на ИркАЗе упал на 9 тыс. тонн – на 2%, сообщил глава предприятия Игорь Гринберг. Завод выпустил 349 тыс. тонн продукции. А из работы была выведена старая, вторая серия электролизеров. Снизилась и прибыль, признался Гринберг, но размер её падения и сумму налоговых выплат уточнить отказался. В 2009 году из-за кризиса мировые компании сократили объёмы производства примерно на 2,5 млн. тонн. Из-за отсутствия инвестиций было приостановлено создание новых мощностей, которые должны были дать прирост в размере около 3,5 млн. тонн, рассказал Гринберг. По итогам 2009 года мировое производство алюминия сократилось приблизительно на 6%, спрос упал на 8,2%, цена – на 35%.
Несмотря на падение мирового рынка, в апреле ИркАЗ планирует вывести новую производственную серию на полную мощность. «В прошлом году были запущены 154 электролизера на пятой серии. Осталось ещё 46, из которых 16 уже запустили, – сообщил Гринберг. – После ввода новой серии завод будет производить более 400 тыс. тонн даже с учётом отключения второй серии электролизеров». Сейчас, по его словам, на второй серии всё остановлено. В будущем возможна модернизация её оборудования – в этом случае старые корпуса придётся отдать «под бульдозер» и полностью заменить оборудование. «Но кризис продолжается, и средств на это пока нет. Тем более что на очереди у РУСАЛа приоритетные проекты Богучанской ГЭС и Тайшетского алюминиевого завода», – добавил директор ИркАЗа.
Торговать алюминием в этом году станет выгоднее, уверены на заводе. Себестоимость продукции уже сократилась примерно на 17% за тонну алюминия, несмотря на рост тарифов на электроэнергию и цен на топливо (электроэнергия – пятая часть от себестоимости). Во многом это произошло благодаря сокращению затрат: на соцкультбыт – в семь раз, на персонал – на 20%, признаются на предприятии и утверждают, что уволено при этом было только семь человек из всего трёхтысячного персонала. Рынки сбыта, считает Гринберг, это в основном Китай и внутреннее потребление. «Неплохая перспектива повышения потребления в автомобильной промышленности. Есть надежда на строительный сектор и авиапром, – пояснил Игорь Гринберг. – Радует, что на 10% увеличили внутренние поставки. Теперь около 30% продукции идёт на российский рынок, 70% – на экспорт. В прошлом году завод отправил продукцию на 54 отечественных предприятия и на 24 зарубежных».
Аналитики скептически оценивают надежды алюминщиков на внутренний рынок. «Вероятно, на заводе лукавят. Программы стимулирования спроса у нас практически не работают. На днях, к примеру, должен был запуститься проект по утилизации старых автомобилей, но с ним тянут. Продукцию охотнее купят в Китае и США, где экономика, по прогнозам, начнёт восстанавливаться уже с середины этого года», – полагает Олег Петропавловский из ФГ БКС. По его мнению, в целом на рынке пока нет дефицита: на Лондонской бирже металлов, по данным БКС, запас составляет около 4,5 млн. тонн, что больше годового объёма производства РУСАЛа, а сами потребители остались бы довольны прошлогодним уровнем производства.
«Не исключено, что компания собирается снизить выпуск продукции за счёт других заводов и увеличить его на более рентабельных площадках, в частности на ИркАЗе. Тогда ничего удивительного в планах предприятия нет», – отметил Петропавловский. «Завод же не принуждают увеличивать объём производства под дулом пистолета», – добавил ведущий аналитик УК «Финам» Дмитрий Баранов. Он полагает, что рано или поздно алюминий понадобится в строительстве и электроэнергетике. Кроме того, на этот год, по его словам, запланирован серьёзный рост производства в Объединённой авиастроительной корпорации. РУСАЛ рассчитывает на восстановление экономики, признают эксперты. Но по-прежнему основную роль будет играть экспорт, особенно в юго-восточные страны.
Екатерина Арбузова
Источник:
ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ПРАВДА