Весной Госдума РФ планирует рассмотреть поправки в Федеральный закон №315 «О саморегулируемых организациях» (СРО). О том, чем могут обернуться нововведения для профессионалов вторичного рынка недвижимости, рассказывает председатель правления Северо-Западной палаты недвижимости Павел Созинов.
- Во многих отраслях экономики система саморегулирования давно и успешно работает. В чем суть предложенных поправок и чего ждать профессионалам рынка недвижимости в случае их принятия?
- Действительно, схемы работы СРО отработаны во многих сферах экономики. Так, подходы и принципы в отношении саморегулирования строительной отрасли выработаны Министерством регионального развития РФ, Национальным объединением строителей. Вся необходимая законодательная для работы этих профессиональных объединений содержится в Градостроительном кодексе РФ. Механизмы и принципы функционирования строительных СРО отрабатываются в повседневной работе – система саморегулирования этой сферы деятельности уже состоялась. Вариант поправок, предложенный Аппаратом Правительства РФ в октябре нынешнего года, предусматривает унификацию подходов к работе саморегулируемых организаций в различных сферах экономики. Поправки предполагают отказ от отраслевого подхода и навязывание общих принципов. Добровольные и обязательные организации должны будут работать по стандартам национального объединения СРО. Тем не менее сегодня деятельность многих региональных СРО строится с учетом местных особенностей развития рынка. Для добровольного саморегулирования, которое, например, существует в сфере агентсткой деятельности по недвижимости, обсуждаемые поправки носят, к сожалению, негативный характер. Авторы документа решили опереться на уже состоявшуюся практику обязательного саморегулирования и намерены дополнить закон о СРО новой статьей, регламентирующей работу так называемого Национального объединения саморегулируемых организаций. Но, к сожалению, законодатель не учел сложившуюся территориальную специфику, при которой стандарты и правила деятельности участников рынка опираются на практику работы в том или ином регионе. К примеру, разработанные региональным сообществом Омска стандарты деятельности получили согласование в Правительстве субъекта – члены этого СРО используют эти разработки в качестве обязательных норм. И непонятно, почему эти стандарты надо пересматривать в угоду Национальному объединению. Работа которого, возможно, будет строиться по совершенно иным стандартам.
- Какой механизм работы системы саморегулирования, на Ваш взгляд, наиболее оптимален в нынешней ситуации?
- В первую очередь, механизм саморегулирования должен строиться на добровольной основе. И, конечно, опираться на механизмы работы демократических институтов общества. Эти принципы заложены в действующей редакции закона №315 «О саморегулируемых организациях». Статья 24-я этого документа предоставляет право (но не вменяет в обязанность) создавать ассоциации по территориальному, отраслевому и межотраслевому принципу. В предложенном варианте поправок это право хотят превратить в обязательную норму – согласно коррективам в закон, свыше 50% СРО в той или иной сфере экономики должны объединиться в Национальную организацию.
Остальные профессиональные участники рынка – члены саморегулируемых сообществ - также будут обязаны руководствоваться федеральными стандартами. Очевидно, что в условиях существующего сегодня принципа добровольности при формировании саморегулируемых объединений агентств недвижимости предлагаемая законодателями система потерпит фиаско.
Непонятно, для чего профессиональные объединения, которые по той или иной причине не захотят участвовать в Национальном объединении, должны отчислять ему членские взносы. И фактически принудительно участвовать в его работе.
На мой взгляд, предлагаемые поправки в их нынешнем виде несостоятельны. И если их примут, это станет шагом назад в формировании системы добровольного саморегулирования. Эффективно работающие СРО вновь станут разного рода ассоциациями и некоммерческими партнерствами, которые будут работать на основе закона «О некоммерческих организациях». Другими словами, принятие поправок отбросит формирование системы саморегулирования на несколько шагов назад. Не исключено, что поправки приведут к краху системы СРО. Правление Санкт-Петербургской палаты недвижимости считает, что предлагаемые поправки нуждаются в дальнейшем обсуждении и корректировке. В нынешнем виде выносить их на рассмотрение ближайшей сессии Государственной Думы РФ преждевременно. Предлагаемые сегодня варианты обязательного регулирования деятельности агентств недвижимости не выдерживают никакой серьезной критики.
- В рамках Всероссийского жилищного конгресса, который проходил в Петербурге с 28 по 30 сентября, было объявлено о создании Национальной палаты недвижимости. Исходя из каких принципов будет строиться ее работа?
- Национальная палата недвижимости (Национальное объединение СРО агентств недвижимости) создается первыми в России саморегулируемыми сообществами в сфере недвижимости. В первую очередь, новое объединение предполагает добровольный характер участия, опирается на совещательные и рекомендательные нормы работы. Именно такой механизм деятельности позволяет эффективно и грамотно работать.