Реклама на сайте

Партнеры проекта

Курсы валют
Курсы ЦБ РФ на 2019.11.21:

Доллар США: 64.0213
Евро: 70.8524

Курсы валют в Иркутске »

12+



Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru Информационный партнер ИД Коммерсант

Аналитика
Подписаться:

Как сдвинуть телегу. Сбербанк принял участие в разработке проекта развития туризма на Байкале

экспертное мнение
19 декабря 2018

<p>Фото А.Федорова</p>

Фото А.Федорова

Туризм становится одним из ключевых драйверов развития экономики современных городов. Иркутск, расположенный рядом с мировой жемчужиной – Байкалом, несмотря на ряд сложностей, тоже намерен побороться за деньги туристов. Что необходимо для успешного превращения нашего региона в туристический рай и создания эко-курорта мирового уровня? Какие точки роста уже созданы? Об этом бизнесмены и банкиры говорили на панельной дискуссии SBERTALKS в декабре.

Людям нужны новые эмоции

Эксперты считают, что туризм сегодня – это уже не просто отпуск, это явление, когда люди совмещают отдых и получение впечатлений с бизнесом и другими целями, то есть перемещаются по миру со своими повседневными и ситуационными тратами. Роль туризма в экономике неуклонно растет, за деньги гостей конкурируют все, от крупных городов до маленьких. Региону, который заинтересован в этих доходах, крайне важно быть привлекательным.

«Современный турист привык к сервису и разнообразию, он пресыщен, – считает Наталья Волощенко, директор управления продаж крупному и среднему бизнесу Байкальского банка Сбербанка. – Удивить и привлечь его внимание сложно. В конкуренцию за турпоток вступают мегаполисы, но и маленькие населенные пункты стараются не отставать: они ловят туристов буквально на стыке рейсов».

Регионы, заинтересованные в развитии туризма, придумывают новые объекты показа, составляют календари событий, включая в них праздники, шоу, выставки, спортивные мероприятия. Но самое главное – они разрабатывают комплексные стратегии развития.

«Историческое наследие мест уже не играет решающей роли: людям нужны новые объекты показа, свежие эмоции, – говорит Наталья Волощенко. – Успешные города постоянно придумывают что-то новое. При этом они продумывают распределение туристической нагрузки и обеспечивают все это инфраструктурой».

<p>Фото А.Федорова</p>

Фото А.Федорова

Секрет успеха родины Деда Мороза

По словам Натальи Волощенко, успешность программ ключевых туристических регионов обеспечивают три ключевых фактора: управление антропогенной нагрузкой, создание благоприятной атмосферы в городе и координация деятельности властей, бизнеса и финансовых структур.

«Необходимо управлять туристическим потоком, – уверена Наталья Волощенко. – А чтобы не получилось как в басне «Лебедь, рак и щука», нужно чтобы деятельность всех интересантов: законодательного и исполнительного органов власти, бизнеса и финансовых структур была скоординирована».

Каждая стратегия успешного туристического проекта, по мнению Натальи Волощенко, это комплекс, который содержит несколько блоков. Первый блок –создание экономических предпосылок в виде законодательной базы и госпрограмм. Второй – развитие городской и транспортной инфраструктуры. Третий – продуманное размещение коммерческих объектов и запланированная событийная программа. И четвертый блок – продвижение.

«У дестинации (географическая территория, которая может привлекать и удовлетворять потребности достаточно широкой группы туристов, – прим. ред.) должен быть бренд, и его надо продвигать, без этого сложно конкурировать», – уверена Наталья Волощенко.

В России есть примеры, подтверждающие успешность комплексного подхода. Это и развитие культурно-туристического кластера Севера России с участием компании «Северсталь» и туроператора TUI, и ряд проектов в Вологодской области, в том числе проект «Великий Устюг – родина Деда Мороза», реализованный без федеральной поддержки, силами одних только предпринимателей.

«Вообще, опыт Вологодской области впечатляет, – рассказала Наталья Волощенко, – на каждый бюджетный рубль там сумели привлечь три рубля инвестиций и развить территорию, на которой с точки зрения природных объектов и показать-то было особо нечего».

Кластерный подход

Нашему региону в плане природного наследия повезло: в активе Иркутска есть Байкал. А в двух-трех часах лёта – порядка пятисот миллионов потенциальных туристов.

«У нас есть азиатский туризм, спорный, правда, и наблюдается органический рост турпотока на 10-15% в год, – рассказала Наталья Волощенко. – На территории Иркутской области уже сформированы точки концентрации, например, ОЭЗ «Ворота Байкала», где инвесторы и предприниматели могут получить налоговые преференции, АНО «Иркутские кварталы», индустриальный парк в Байкальске».

В Иркутске есть положительный опыт реализации кластерного подхода – проект регенерации центральной части города: «130 квартал» и «Иркутские кварталы». Есть и господдержка: Правительству Иркутской области, Агентству по развитию туризма и ОЭЗ удалось получить господдержку в размере 2,6 миллиарда рублей.

Эти деньги будут направлены на развитие инфраструктуры. По мнению Натальи Волощенко, Иркутск до сих пор не стал туристическим раем из-за раскоординированности действий интересантов и отсутствия единой стратегии.

«Представим себе, что туризм – это телега. У телеги должна быть лошадь, то есть центр, который движет телегу, лошадь должна понимать, куда она едет, то есть должна быть какая-то цель, стратегия, и лошадь должна быть накормлена, то есть должны быть деньги, которые вложены в инфраструктуру. Вот эта аллегория помогает понять, почему еще не движется туризм, несмотря на нашу жемчужину Байкал».

 

«130 квартал» – это только начало

Комплексный подход при создании новых объектов показа и благоприятной атмосферы в Иркутске уже неоднократно доказал свою эффективность. Но разобщенность участников до сих пор остается проблемой.

«Мы все очень закапсулированы: жители – в своих квартирах, бизнес – в своем офисе, – констатировал Сергей Маяренков, директор АНО «Иркутские кварталы». – А вот то, что рядом с нами, то, что реально влияет на бизнес, этого мы пока не видим – за общее никто не готов платить, все считают, что это должен делать кто-то другой. Тем не менее, проекты с единой концепцией, но многими участниками при всей своей сложности действительно могут быть реализованы – пример тому «130 квартал».

<p>Фото А.Федорова</p>

Фото А.Федорова

Сергей Маяренков в своей презентации показал, как развивается вторая часть проекта – «Иркутские кварталы», где на площади 80 гектаров будут сохранены и отреставрированы более ста памятников архитектуры, а также построены свыше трехсот тысяч квадратных метров недвижимости в иркутском стиле, со своей историей и культурными кодами. По его оценкам, инвестиции в проект составят порядка 28 миллиардов рублей.

«Для таких проектов нужны нормальные стратегии, программирование действий, – уверен Сергей Маяренков. – Мы в лаборатории урбанистики разработали иную технологию проектирования и за последние два года собрали почти все федеральные награды. На наш взгляд, это свидетельствует о том, что мы вышли на некую другую схему работы с территорией».

130 квартал сейчас – это почти 9 миллиардов рублей выручки и две тысячи рабочих мест. В «Иркутских кварталах», по словам Сергея Маяренкова, будет работать семнадцать тысяч человек.

«Почему мы говорим о сотрудничестве? Потому что тысяча предпринимателей – это другой масштаб, на масштабе ты всегда выигрываешь. И от создания территории с единой концепцией выигрывают все: от горожан до бюджета».

Как пройти по солнечной дороге

Еще два проекта с применением комплексного подхода – «Солнечная дорога» – набережная в районе ледокола «Ангара» и спортивный парк «Поляна», о которых рассказал Анатолий Казакевич, директор ООО «Байкалов».

Компания делает так: берет в долгосрочную аренду у государства или физлиц земельный участок. Управляющая компания, которая выступает в роли инициатора и координатора, разрабатывает интересный проект, в котором каждый объект дополняет друг друга. Подготовленный мастер-план проекта делят на инвестиционные лоты.

<p>Фото А.Федорова</p>

Фото А.Федорова

«Для каждого лота мы находим инвесторов, – рассказал Анатолий Казакевич. – Важно понимать, что инвесторы вкладываются не только в своей проект, но и в общее благоустройство территории. Иногда затраты на благоустройство доходят до 50% от объема инвестиций. Но у инвесторов есть понимание, что только хорошо благоустроенная территория создает трафик. В результате бизнес получает поток посетителей, а город – современное пространство».

Анатолий Казакевич рассказал, что по такой же схеме планируется реализовать еще ряд проектов. Компания готова тиражировать этот опыт и обучить всех желающих.

Эко-курорт на территории южного Прибайкалья

Учитывая положительный опыт региона, Сбербанк принял решение об участии в разработке единой концепции эко-курорта, который будет реализован на территории южного Прибайкалья, в том числе в ОЭЗ «Ворота Байкала», которая охватывает такие населенные пункты как Иркутск, Листвянка, Байкальск, Култук. Как рассказала Наталья Волощенко, Сбербанком уже выделено финансирование на создание мастер-плана и сейчас готовятся специальные условия инвестиционного кредитования и банковского обслуживания для резидентов.

«Банк выделил финансы на то, чтобы разработать мастер-план эко-курорта, – рассказала Наталья Волощенко. –  В мастер-плане мы хотим увидеть конкретные бизнес-проекты для малого бизнеса с подробным их описанием: будет ли это хостел или кафе, какой у них должен быть бренд, целевая аудитория и так далее. Компания-разработчик при подготовке мастер-плана собирается опрашивать предпринимателей, и мы призываем вас участвовать в таких опросах».

В качестве основных направлений развития проекта Наталья Волощенко назвала деловой, спортивный, экскурсионный, водный и лечебно-оздоровительный туризм и пригласила к сотрудничеству туроператоров, турагентов и предпринимателей других сфер.

«Стартовый пул резидентов у нас сформирован, о своем интересе заявили крупные инвесторы, они готовы строить гостиницы и вкладываться в развитие туризма, в том числе с участием госпрограмм, – пояснила она. – Сбербанк со своей стороны разрабатывает условия для субъектов малого бизнеса. У нас в регионе существует масса структур, которые могут помочь предпринимателям с большей эффективностью реализовать инвестпроекты».

Земля на Байкале – за идею

Территория особой экономической зоны «Ворота Байкала» – это территория с хорошими преференциями, льготами, одной из которых является выделение земельного участка. По словам Сергея Иванова, генерального директора ОЭЗ «Ворота Байкала», любой предприниматель с идеей может обратиться с заявкой и получить землю на Байкале – просто так, без денег.

Сергей Иванов рассказал о тех преференциях, которые получает бизнес, который становится резидентом. Во-первых, это предоставление в аренду земельного участка с сетями водоснабжения, канализацией и электричеством. Арендная плата за 1 гектар не превышает 300 рублей в квартал. Кроме того, резидент ОЭЗ освобождается от налога на имущество организации первые 5-10 лет, а налог на прибыль составляет 13,5% вместо обычных 20%.

«Справедливости ради надо отметить, что вид деятельности при этом строго регламентирован, – ответил Сергей Иванов на вопрос из зала, – льготные условия действуют только если вы занимаетесь развитием туризма. Для того, чтобы стать резидентом, нужно подготовить бизнес-план, защитить его на экспертном совете и подписать соглашение. Этот процесс занимает порядка двух-трех месяцев. При рассмотрении вопроса развития туризма на Байкале, я считаю правильным не выделять только особую экономическую зону, а рассматривать вопрос в концепции с Листвянкой, Иркутском, КБЖД, Мамаем, Ольхоном», – добавил он.

Путеводитель по выгодным предложениям

В рамках масштабного туристического проекта Сбербанк также планирует с реализовать локальный партнерский проект «Путеводитель по выгодным предложениям».

Как рассказала Наталья Волощенко, банк планирует подключиться к пути китайского туриста, предоставить ему возможность оплачивать товары и услуги картой China Union Pay в торговых, развлекательных точках, точках питания, гостиницах партнеров-участников акции. Партнеры программы в свою очередь смогут повысить клиентопоток и увеличить средний чек.

«Наша идея состоит в том, чтобы вместе с партнерами переориентировать денежный поток и направить его часть в бюджет Иркутской области. В целом мы  планируем развививать  территорию,  создавая условия для правильного туризма, сохраняющего природу Байкала, и приглашаем вас делать то же самое, – подвела итог Наталья Волощенко. – Вливайтесь в нашу команду по развитию туризма!»

Источник: SIA

Новости недвижимости в Telegram-канале Realty.Irk.ru: главное