Представители разных сфер бизнеса Иркутска рассказали SIA.RU, чего ждут от 2015 года, каких рисков опасаются, на что делают ставку в нестабильные времена и как опыт прошлых кризисов поможет их компаниям выстоять и в этот раз.
Ожидания. Внешние условия будут неблагоприятными, но компания готова к трудностям и намерена выполнить производственную программу.
Риски. Учитываемые компанией риски - это низкая цена на нефть, высокая инфляция, что может сказаться на стоимости приобретаемых компанией услуг и товаров, рост процентных ставок по кредитным ресурсам, риск банкротств наших контрагентов.
Делаем ставку: на оптимизацию расходов: сокращаются геологоразведочные работы на новых лицензионных участках, приостановлен прием персонала в структуры, непосредственно не связанные с добычей, уточняются параметры проектов с длительным сроком окупаемости.
В этом году компания планирует добыть до 6 млн тонн УВС, что на 50% больше показателя прошлого года, и продолжить реализацию первого этапа газового проекта. По итогам прошлого года компания перевыполнила план, добыв 4 млн тонн углеводородного сырья (УВС), ее налоговые платежи в консолидированный бюджет Иркутской области составили 4,9 млрд руб. (что составляет 4,8% от общего объема налоговых и неналоговых доходов бюджета региона). Увеличение налоговых платежей по сравнению с 2013 составило свыше 1 млрд рублей. Планируемый объем инвестиций составит примерно 36 млрд рублей в том случае, если не ухудшатся макроэкономические параметры.
Уроки прошлых кризисов. Нынешний кризис отличается от предыдущих тем, что из-за санкций ограничен доступ к рынкам иностранного заемного капитала, а также тем, что отрасль, вероятно, вступила в длительный цикл низких цен, чего не наблюдалось в 2008-2009 гг.
Галина Кузняная, заместитель генерального директора ФСК «Новый город»:
«Несмотря на кажущуюся достаточность жилья на строительном рынке, спрос на новые квартиры очень значителен и стабилен. У нас в Иркутской области более миллиона квадратных метров ветхого и авариного жилья. Вскоре встанет проблема и с панельными домами 335-й серии, которые стремительно ветшают. Поэтому поле для деятельности широкое».
Ожидания. Наступивший 2015 год, безусловно, будет сложным. Экономика России находится в нелегком положении, это сказывается и на регионах. Иркутская область – типичный сырьевой регион. У нас много полезных ископаемых и мало собственного производства. Да и то, что есть, медленно угасает.
Надежд на реализацию крупных проектов также мало, поскольку, скорее всего, бюджеты всех уровней будут дефицитными, поток зарубежных инвестиций сокращается из-за санкций и нестабильности на мировых экономических площадках. Поэтому важно будет не растерять то, что есть сейчас.
Риски. Прежде всего, это нехватка новых строительных площадок. Как следствие – снижение объемов производства, сокращение персонала. Об этих проблемах мы уже неоднократно говорили. По данным Росстата, в 2014 году в Иркутской области введено в эксплуатацию всего чуть более 700 тысяч квадратных метров жилья. Это более чем на четверть меньше, чем было запланировано. Такой провал произошел, в частности, из-за отсутствия в последние 7 лет аукционов по участкам под комплексное освоение. Возможно, у профильного министерства и есть какие-то задумки по улучшению ситуации, но до отрасли эту информацию не довели. Серьезно осложнит ситуацию и экологическая экспертиза: по нашим данным с июля по декабрь прошлого года не было выдано ни одного разрешения на строительство. А это значит, выполнить план по вводу жилья в эксплуатацию в 2015 году опять вряд ли удастся.
Делаем ставку: на внедрение новых современных технологий, предложение для рынка эксклюзивных проектов. Несмотря на кажущуюся достаточность жилья на строительном рынке, спрос на новые квартиры очень значителен и стабилен. У нас в Иркутской области более миллиона квадратных метров ветхого и авариного жилья. Вскоре встанет проблема и с панельными домами 335-й серии, которые стремительно ветшают. Поэтому поле для деятельности широкое.
Уроки прошлых кризисов. Главная наука – не бояться принимать нестандартные решения. Кризис – это всегда временное явление, проблемы приходят и уходят, а выживают не только сильнейшие, но и те, кто успевает вовремя сориентироваться, перестроить бизнес под ситуацию, те, кто не опасаются предлагать новые идеи.
Евгений Потапов, директор компании «ITSumma»:
«Будем пытаться становиться экспортоориентированной компанией. В условиях, когда доллар значительно подорожал, расходы для выхода на западные рынки кажутся уже не такими значительными».
Ожидания: В 2015 году, как мне кажется, придется учиться жить и планировать не в условиях спада или роста экономики (это мы уже умеем), а в условиях постоянно изменяющейся экономической ситуации (когда завтра все не так, как вчера).
Риски: Прежде всего, это падение продаж у импортеров, дорогие кредиты, сокращение непрямых расходов. Все это, как домино, подействует и на другие компании – мы ожидаем, что и на наших клиентов в том числе.
Делаем ставку: на экспортоориентированность. Будем пытаться становиться именно такой компанией. В условиях, когда доллар значительно подорожал, расходы для выхода на западные рынки кажутся уже не такими значительными.
Уроки прошлых кризисов: Главное, чему научили прошлые кризисы, – умению быстро меняться и постоянно следить за ситуацией. Кризис – время, когда долгие стратегии не действуют, и их постоянно надо «отстраивать», в зависимости от ситуации каждого дня. Как мне кажется, успешен будет тот, кто сохранит подвижность.
Дарья Таюрская, управляющая бизнес-центром «Паллада»:
«Основной риск – это когда неожиданно съезжает крупный арендатор. Всегда очень сложно найти ему замену, на это уходит от трех месяцев до года. А оплату текущих расходов, таких как: охрана, электроэнергия, вода, зарплата обслуживающего персонала, налоги – никто не отменял».
Ожидания. Всегда ждешь стабильности. Вот уже 8 лет как наш бизнес-центр работает с арендаторами, мы каждый день стараемся, чтобы им было комфортно работать в стенах нашего здания. В нашем бизнес-центре очень редко освобождаются офисы, надеемся, что в 2015 году кризис не коснется наших арендаторов, и им не придется освобождать офисы.
Риски. В связи с тем, что наша организация занимается только сдачей в аренду своих помещений, то основной риск – это когда неожиданно съезжает крупный арендатор. Всегда очень сложно найти ему замену, на это уходит от трех месяцев до года. А оплату текущих расходов, таких как: охрана, электроэнергия, вода, зарплата обслуживающего персонала, налоги – никто не отменял.
Делаем ставку: только на стабильность наших арендаторов. Если их бизнес успешен и приносит им доход, то они в состоянии вносить вовремя арендную плату.
Уроки прошлых кризисов. Кризис 2008 года научил нас тому, что нужно очень гибко и индивидуально подходить к каждому арендатору. Прошлый кризис не сильно отразился на нас. От нас не съехал ни один арендатор, мы вместе пережили это, старались кому-то перенести дату очередного платежа, кому-то сделать скидку, кому-то предоставить рассрочку. Но отменить арендную плату мы тоже не могли, т.к. коммунальные службы выставляли нам счета ежемесячно, и их не волновала кризисная ситуация нашей организации.
Илья Филиппенко, владелец «Желтое такси 500-700»:
«Самый большой риск сегодня – это засилие нелегального такси на рынке и возврат к «блатным-бомбилам» на «пятаках» и остановках. Придется усиливать службу безопасности такси для быстрого реагирования на такой мелкий криминал».
Ожидания: Я думаю, этот год, как экзамен, покажет насколько мы эффективны и насколько хорошего опыта наработали за все предыдущее время.
Риски: Самый большой риск сегодня – это засилие нелегального такси на рынке и возврат к «блатным-бомбилам» на «пятаках» и остановках. Придется усиливать службу безопасности такси для быстрого реагирования на такой мелкий криминал.
Делаем ставку: на эффективность, оптимизацию расходов и затягивание поясов.
Уроки прошлых кризисов: Прошлый кризис научил никогда не сдаваться! Нас «любят», а мы крепчаем (смеется).
Алена Мосягина, директор компании «Стратегия успеха»:
«Как показал опыт прошлых кризисов, напуганный заказчик часто уменьшает бюджет на обучение, сокращает персонал, не делая ставку на улучшение качества его навыков. Также, невзирая на то, что цены в целом растут, нам, наоборот, приходится снижать стоимость тренингов, консультаций, тим-билдингов и других мероприятий».
Ожидания: От 2015 года я жду работы, новых клиентов, нового опыта. Уверена, что несмотря ни на что, работы будет много.
Риски: Основные риски, на мой взгляд, – снижение потребительской активности в сфере обучения и сплочения коллектива. Как показал опыт прошлых кризисов, напуганный заказчик часто уменьшает бюджет на обучение, сокращает персонал, не делая ставку на улучшение качества его навыков. Также, невзирая на то, что цены в целом растут, нам, наоборот, приходится снижать стоимость тренингов, консультаций, тим-билдингов и других мероприятий.
Делаем ставку: на снижение цены без снижения качества, на старые связи и лояльных клиентов, на универсальность наших наработок, на расширение клиентской базы, на интернет-тренинги. Будем разрабатывать новые предложения, заниматься благотворительностью. У нас команда настоящих бойцов – мы справимся.
Уроки прошлых кризисов: Опыт прежних кризисов научил меня верить в Бога и следовать своей главной цели – нести знания людям. Я буду делать это, даже если мне не будут за это платить.
Дмитрий Самсонов, генеральный директор группы компаний «ЕВРОПА»:
«Делаем ставку на людей, во-первых. Во-вторых, на франчайзинг: оптимальный эффект для бизнеса дает использование зарекомендовавших себя готовых моделей. В-третьих, на формирование правильной мотивации в создаваемой нами структуре. Метод «кнута и пряника» уже не дает желаемого эффекта»
Ожидания. Так как основа нашей деятельности – объединение людей в рамках разнообразных проектов, мы ожидаем, что ценностные ориентиры в обществе начнут смещаться от зарабатывания денег любой ценой к пониманию того, насколько важно быть открытым, расширять кругозор и развиваться, выстраивать доверительные партнерские отношения – то есть уходить от выматывающей конкуренции к созидательной взаимовыгодной кооперации.
Ожидаем также, что предприниматели начнут трезво оценивать свои реальные возможности, будут спокойно относиться к тому, что один человек не может быть компетентен во всем, начнут привлекать в свою команду сильных партнеров на аутсорсинге. Экономика дозрела до такого подхода, а кризис делает его еще более очевидным. Кто проигнорирует такой внешний сигнал и продолжит работать «по накатанной», рискует существенно утратить позиции на рынке. Те же, кто решат оптимизировать бизнес за счет аутсорсинга, не только устоят, но и получат существенные бонусы в виде сильной команды партнеров, гибкой организационной структуры, снижения издержек и предпринимательских рисков.
Риски. Наша компания существенно диверсифицировалась, благодаря усилению интеграции с ключевыми партнерами. Сейчас наша группа работает в сферах оптимизации бизнеса, брокериджа недвижимости, управленческого консалтинга, строительства, девелопмента и потоковой реализации франшизных проектов. Поскольку люди, особенно в кризис, – это ключевой фактор успешности бизнеса, в нашей структуре мы выделили отдельное направление, отвечающее за поиск и интеграцию бизнес-партнеров и привлечение талантливых управленцев и специалистов.
В сложившейся экономической ситуации основные риски – это замедление развития и резкое падение прибыльности. Для их снижения в рамках нового или уже существующего бизнеса рекомендуем «включить ум»: провести ревизию текущей ситуации, оценить имеющиеся ограничения и возможности, направив внимание на оптимизацию и автоматизацию бизнес-процессов, сокращение необязательных издержек, внедрение CRM систем и политики клиентоориентированности, способствующей удержанию уже имеющихся клиентов.
Делаем ставку: на людей, во-первых. Во-вторых, на франчайзинг: оптимальный эффект для бизнеса дает использование зарекомендовавших себя готовых моделей. В-третьих, на формирование правильной мотивации в создаваемой нами структуре. Метод «кнута и пряника» уже не дает желаемого эффекта и действует только в достаточно ограниченном кругу задач. Для управленцев, предпринимателей, решающих творческие задачи, важна внутренняя мотивация, апеллирующая к ценностям человека.
Уроки прошлых кризисов. Опыт преодоления экономических кризисов научил диверсифицировать бизнес, устанавливать и укреплять партнерские отношения, обеспечивающие синергетический эффект, а также ценить профессионализм и сосредоточенность на своей ключевой компетенции.
Безусловно, эти общие принципы обеспечивают устойчивость и возможность развития компании в любых ситуациях, но детали этих ситуаций каждый раз иные. Поэтому подчеркну, что не стоит автоматически переносить методы и инструменты работы из одного периода в другой, разумнее внимательно анализировать все внешние условия и принимать оптимальные решения для каждой ситуации.
Анатолий Казакевич, основатель сообщества предпринимателей «Чистый рост»:
«Быстро перестроиться и не поддаваться панике – это самое главное, чему научил прошлый кризис. В кризис более ярко происходят изменения в нишах – важно вовремя успеть скорректировать свой бизнес. В 2008 году мой бизнес вырос в два раза. Не буду загадывать, но ожидания у нас самые оптимистические!»
Ожидания: 2015 год – год начала тотальной перезагрузки всей мировой экономической системы. Происходит перемещение сил (природные ресурсы, человеческий фактор, финансы, технологии) с Запада на Восток. Люди начинают тянуться к настоящему. Мы – на Востоке, следовательно, у нас есть шанс успеть запрыгнуть в этот поезд. Главное – вовремя перестроиться на актуальные тренды: экология, технологизация, образование и пр.
Риски: Риск нестабильности в стране – пожалуй, главный. Когда в стране возникает хаос, никому не до отдыха, ни до инвестиций в перспективные проекты.
Делаем ставку: на людей, которые разделяют наши ценности: осознанность, ответственность и экология. Конечно, весь наш опыт будет также приложен к новым обстоятельствам.
Уроки прошлых кризисов: Быстро перестроиться и не поддаваться панике – это самое главное, чему научил прошлый кризис. В кризис более ярко происходят изменения в нишах – важно вовремя успеть скорректировать свой бизнес. В 2008 году мой бизнес вырос в два раза. Не буду загадывать, но ожидания у нас самые оптимистические!
Инга Мунина, директор агентства праздников «Аврора»:
«Event-рынок – один из уязвимых сегментов в условиях кризиса. Маркетинговые бюджеты сокращают, мероприятия проводят скромнее или вовсе отказываются. Это не может не повлиять и на объем работы для нас. Поэтому снижение объемов продаж наших услуг мы ожидаем и готовимся к нему».
Ожидания. Все находятся в состоянии некоторой неопределенности, тревожности. Мало тех, кто смотрит в будущее с оптимизмом. Затянуть пояса и еще больше работать – я не вижу других вариантов.
Риски. Event-рынок – один из уязвимых сегментов в условиях кризиса. Маркетинговые бюджеты сокращают, мероприятия проводят скромнее или вовсе отказываются. Это не может не повлиять и на объем работы для нас. Поэтому снижение объемов продаж наших услуг мы ожидаем и готовимся к нему. Для компаний, у которых нет возможности диверсифицироваться, развивать новые рынки и направления наступают действительно сложные времена.
Делаем ставку: на сегмент частных мероприятий. Вводим антикризисный план, согласно которому еще больше оптимизируем расходы. Возможно, даже часть сотрудников переведем на фриланс. Планируем развитие новых направлений, до которых в прежние годы «не доходили руки».
Уроки прошлых кризисов. Я отношусь к тем, кто считает, что кризис – это все-таки возможность. Оптимизировать все силы, генерировать новое, выходить из зоны комфорта – вот что мы будем делать при снижении объемов продаж. Умри или выживи. Мы выбираем второе! (смеется)
Rick Walker, основатель школы иностранных языков Easy School:
«Прошлый кризис научил тому, что всё временно, и рост неизбежен. Кризисы случались всегда, это часть нашей жизни и то, к чему нужно быть готовым и принимать как возможность научиться, измениться и вырасти».
Ожидания: Мы ждем всего самого положительного от 2015 года. Кто много и хорошо работает, без работы не останется никогда.
Риски: Самый большой риск для нас – это спад покупательской способности.
Делаем ставку: как и прежде, на выполнение своей работы на максимальном уровне.
Уроки прошлых кризисов: Прошлый кризис научил тому, что всё временно, и рост неизбежен. Кризисы случались всегда, это часть нашей жизни и то, к чему нужно быть готовым и принимать как возможность научиться, измениться и вырасти.
Юлия Сагдеева, директор «Бюро Кадастровых Инженеров»:
«Наша фирма была организована в начале 2011 года, и это будет наш первый кризис. Я уверенна, что он сделает нашу компанию мощнее и сильнее! Мы кризиса не боимся, просто надо засучить рукава и вкладывать больше сил в свое дело».
Ожидания. Ждем от 2015 года отличных результатов в работе. Будем продолжать расти и развиваться, планируем открыть филиал.
Риски. Риски есть, главное – мы знаем, как их избежать. А так наш вид бизнеса ни от кого не зависит – ни от оптовиков и поставщиков, ни от ожесточенных санкций, ни от большого курса доллара. Наши клиенты – только россияне, и денежный оборот у нас только рублевый.
Делаем ставку: на продвижение компании, увеличении базы клиентов.
Уроки прошлых кризисов. Наша фирма была организована в начале 2011 года, и это будет наш первый кризис. Я уверена, что он сделает нашу компанию мощнее и сильнее! Мы кризиса не боимся, просто надо засучить рукава и вкладывать больше сил в свое дело.
Источник: СИА