Строить гостиницы в России невыгодно, потому что турист бедный, а за границей страшно: навыков мало, конкуренция высока. Однако в кризис это направление бизнеса многим инвесторам вдруг начинает казаться интереснее, чем раньше, и они рискуют огромными средствами и в России, и за рубежом.
АННА ГОЛЬДБЕРГ
В середине марта руководитель недавно созданной компании "Велнесс Резортс Групп" Олег Бакун подписал с руководством Алтайского края договор о строительстве гостиничного комплекса сети Hilton на новом алтайском курорте Белокуриха-2. В строительство Бакун обязался вложить 10 млрд руб.: помимо гостиницы на 1,5 тыс. мест будет несколько ресторанов, медицинский центр, спа, конгресс-холл.
"Проект анонсировался год назад, но в других параметрах,-- объясняет в интервью "Деньгам" Бакун.-- В кризис мы приняли решение об увеличении номерного фонда в шесть раз и строительстве новых объектов инфраструктуры".
Бакун выходит на рынок ярко: помимо алтайского проекта его компании объявили о строительстве отелей Hilton в Омске и Барнауле, а также об участии в тендерах на покупку нескольких пансионатов в Крыму. Предприниматель утверждает, что проекты будут финансироваться из трех источников -- собственных средств компаний, заемного капитала и денег, полученных от возврата НДС, но собственную долю в компаниях и имена других возможных инвесторов не раскрывает.
Ростуризм прогнозирует, что в этом году внутренний туризм вырастет минимум на 30%: 50-60 млн россиян будут путешествовать по стране и потратят как минимум 700-750 млрд руб. Менее уверенно говорят о 10-15 млн более платежеспособных иностранных туристов, для которых Россия стала одним из самых дешевых направлений. Возможно, этим руководствуются инвесторы, добровольно решившие вложить средства в строительство новых гостиниц на российских курортах. По сравнению с другими сегментами коммерческой недвижимости вложения в отели сейчас действительно смотрятся более выигрышно: в других сегментах спрос резко снижается, арендные ставки падают. До кризиса гостиницы считались чуть ли не худшим сегментом на рынке коммерческой недвижимости, но сейчас инвесторы проявляют к этому рынку существенно больший интерес.
К алтайскому Hilton эксперты относятся скептически. "Не могу сказать, что проект такого высокого ценового уровня сейчас на Алтае оправдан,-- высказывается Марина Смирнова, партнер Cushman & Wakefield Hospitality.-- При заявленных инвестициях номера в Hilton должны сдаваться по $250-300 за сутки -- для этой сети нормальный уровень. Но ожидать, что на Алтай в ближайшее время поедет такое количество состоятельных туристов, довольно сложно. Даже в Сочи средняя стоимость номеров в самых дорогих отелях -- 5 тыс. руб., а на Алтае этот порог должен быть по идее еще ниже".
Более чем доступные для массового потребителя цены в Сочи -- это, впрочем, только попытки профильных инвесторов хоть как-то загрузить гигантский номерной фонд, созданный ими к Олимпиаде. По данным компании Azimut Hotels, управляющей гостиничным комплексом Top Project в Имеретинке, из 4 млн приезжающих в Сочи туристов цивилизованным гостиничным сектором вообще пользуется максимум четверть, все остальные предпочитают частный сектор.
"В этом и вся суть,-- подчеркивает партнер инвестиционной компании UFG Wealth Management Дмитрий Кленов.-- Бесспорно, внутренний спрос может придать отельному бизнесу в России большую привлекательность в глазах инвестора. Однако только если вместе со спросом вырастет и платежеспособность российских туристов -- на фоне кризиса на это надеяться не приходится".
Почти одновременно с объявлением о планах инвесторов на Алтае стало известно еще об одном рекреационном проекте с участием российских компаний. Здесь все наоборот: российский оператор Heliopark Hotels & Resorts выходит на западный рынок, но имя основного инвестора тоже неизвестно. И речь тоже идет о миллиардных вложениях. Сеть взяла в управление ни много ни мало крупнейший термальный курорт Европы Лойкербад с четырехзвездным отелем, состоящим из трех корпусов, Lindner Hotels & Alpentherme Leukerbad.
Российские эксперты снова озадачены. "Русские будут учить швейцарцев, как людей лечить? -- саркастичен Станислав Ивашкевич, заместитель гендиректора компании CBRE, специализирующейся на коммерческой недвижимости.-- Еще бы взялись их учить варить шоколад!" "Да, это странный выбор оператора,-- осторожно соглашается Марина Смирнова.-- Здесь нужен оператор не только с мировым именем, но и медицинской направленности, а в случае с Heliopark нет ни того ни другого".
Вложения российских инвесторов в зарубежные отели -- тренд далеко не новый: покупать зарубежные гостиницы с историей любят российские миллиардеры из списка Forbes, строить собственные, чтобы занять себя чем-то в эмиграции, предпочитают простые миллионеры. Присутствуют за рубежом и российские операторы: кроме Heliopark активами за рубежом обзавелись Azimut Hotels, "Интурист", "Кронвелл". Впрочем, как таковых историй успеха у российских инвесторов в отельном бизнесе за рубежом пока нет.
Впрочем, по мнению профессионалов, сейчас все-таки лучше иметь низкорентабельный проект в Европе, чем в России.
Самые выгодные объекты -- трех-четырехзвездные бизнес-отели в основных зарубежных туристических центрах -- Берлине, Париже, Мюнхене, Риме, Милане, где турпоток действительно многократно превышает число туристов в Москве и Санкт-Петербурге. Как правило, в этом случае вложения выгодны и с точки зрения налогов: в большинстве стран с большим туристическим потоком НДС для гостиниц отсутствует или снижен до 6-9%, налог на имущество для новых инвестиций обнуляется на десять и более лет, действуют существенные льготы по налогу на прибыль.
Источник: КОММЕРСАНТЪ