Нелегкие времена настали для лендлордов во всех сегментах загородной недвижимости. За арендатора элитного дома сейчас идет такая борьба, что дисконт может доходить до 50%. В менее дорогих вариантах клиентов больше, но заметно выросло и число желающих сдать свою дачу.
ЕКАТЕРИНА АЛИКИНА
Кризис добрался до дач. Раньше в это время приличный вариант для аренды загородного дома на лето было не найти, а сейчас выгодные предложения есть в любом сегменте -- от элитного до экономкласса. "В прошлые годы в апреле желающих снимать было море, сейчас -- затишье",-- говорит генеральный директор АН "Мегаполис-сервис" в Мытищах Вера Ларионова.
"Падение стоимости аренды недвижимости в конце прошлого -- начале текущего года начинает приобретать серьезные масштабы,-- согласен с ней руководитель аналитического отдела Grand Capital Сергей Козловский.-- Это касается как аренды городской недвижимости, где цены в среднем упали на 10-15%, так и аренды загородной, где падение в среднем составило 15-20%".
Управляющему партнеру агентства недвижимости Spencer Estate Вадиму Ламину состояние рынка загородной аренды и вовсе представляется плачевным. "Активные звонки уже начались, однако все больше в низких бюджетах. В наименее тяжелом состоянии рынок недорогого жилья, поскольку именно в него перетекли арендаторы из более дорогих сегментов. Средний бюджет по мартовским звонкам -- около 86 тыс. руб. в месяц. Но количество звонков гораздо меньше, чем в прошлом году",-- говорит он.
По словам экспертов, самое трудное положение сейчас в элитном сегменте. Клиенты, которые планируют арендовать дом на лето, заняли выжидательную позицию в надежде на дальнейшее снижение ставок. И их ожидания нельзя считать необоснованными. В связи с непростой экономической ситуацией и волатильностью курса валют большинство владельцев дорогой недвижимости перешли на рублевые цены и стали давать заметный дисконт.
Уже сегодня объекты площадью от 400 кв. м с изысканной архитектурой, дизайнерским ремонтом и эксклюзивной мебелью можно арендовать за сумму начиная от 350 тыс. руб. в месяц. "В марте мы наблюдали уменьшение арендной стоимости загородных домов до 20% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), в апреле дисконт достигает 30%,-- рассказывает директор департамента элитной недвижимости компании "Метриум Групп" Илья Менжунов.-- Такая тенденция более или менее сдерживает падение спроса: арендаторы не отказываются от намерения снять дом, рассчитывая на более существенные скидки. В связи с этим мы полагаем, что в этом году пиковый период на аренду элитного загородного жилья придется на конец апреля -- начало мая, когда многие собственники, скорее всего, будут вынуждены снизить цены накануне спада сезонного спроса. В этот период можно ждать дисконта от собственников высокобюджетных дач в размере 35-50%, так как это будет последняя возможность сдать жилье".
В низкобюджетных сегментах тенденция к ожиданию дисконтов не наблюдается -- эксперты отмечают более высокую активность арендаторов.
"Чувствуется, что многие отказались от традиционного отдыха за границей и решили провести отпуска в Подмосковье,-- говорит эксперт офиса "Сретенское" департамента загородной недвижимости "Инком-Недвижимость" Ольга Баштанова.-- Наплыв звонков мы отмечаем по объектам экономкласса".
Определенное влияние на рынок оказали и ставшими невыездными сотрудники МВД. "Раньше представители силовых структур составляли большой процент клиентов турфирм,-- говорит Вера Ларионова.-- Многие из тех, кто сейчас стал невыездным, начали или начнут арендовать дома в Подмосковье". В связи с тем, что число потенциальных арендаторов пополнилось новыми категориями граждан, произошли изменения и в структуре спроса. Ранее каникулярная аренда на летние месяцы составляла 27-35%, остальными были клиенты, предпочитавшие более долгосрочную аренду. Сегодня, по оценкам экспертов компании "Ника Эстейт" каникулярная аренда -- это уже около 47% спроса.
Интересно, что в сегментах эконом и комфорт загородных объектов стало на 20-25% больше -- люди стали чаще предлагать свои дома в аренду. Это в комплексе с менее высоким, чем в прошлом году, спросом вызвало снижение цен на аренду.
В массовом сегменте недвижимости можно арендовать деревянный или кирпичный двухэтажный дом площадью около 100 кв. м со всеми необходимыми коммуникациями в среднем за 50-70 тыс. руб. в месяц. Хотя все чаще встречаются и более экономичные варианты. У компании "НДВ-Недвижимость" в числе самых доступных -- дачный дом площадью около 80 кв. м в поселке Расторгуево в Ленинском районе (3 км от МКАД). Площадь участка составляет 20 соток, а стоимость аренды -- 40 тыс. руб. в месяц. Бюджетные варианты можно найти в Мытищинском районе: аренда одного этажа дома будет стоить 30 тыс. руб. в месяц. "Раньше за такие деньги сдавали неотапливаемые дачные строения, а сейчас встречаются вполне добротные дома, в которых можно жить в любую погоду",-- рассказывает Вера Ларионова. Те, кому интересны более удаленные уголки Московской области, могут найти цены еще ниже. В СНТ "Урожай" в районе Ступино участок с элементами ландшафтного дизайна и дом со всеми удобствами обойдутся в 20 тыс. руб. в месяц. Арендаторам достанется и урожай -- ягоды, яблоки и виноград.
В целом самые привлекательные по цене загородные дома эксперты рекомендуют искать на северо-восточном (Ярославское и Щелковское шоссе) и восточном (Горьковское, Носовихинское шоссе) направлениях. "Дом, расположенный на северо-востоке или востоке Подмосковья, в среднем будет на 30% дешевле аналогичной недвижимости на южных направлениях,-- говорит Илья Менжунов.-- Это связано с плохой транспортной доступностью и не самой благоприятной экологической ситуацией".
Часто предложения арендовать дачу можно встретить на независимых ресурсах, не привязанным к агентствам. Здесь шансы найти хорошие дома за небольшие деньги еще выше.
По словам риэлторов, разница в стоимости связана с тем, что, занимаясь поиском жильцов самостоятельно, граждане понимают, что имеют ограниченное число инструментов для продвижения объявления. Поэтому выставленные ими цены минимальны. "Собственники считают, что, если они выставляют объект по более низкой цене, это будет для них гарантией, что они получат клиентов",-- объясняет Вера Ларионова.
Источник: КОММЕРСАНТЪ