Минфин согласился на изменение Налогового кодекса в пользу ипотечных заемщиков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Он готов избавить их от необходимости уплачивать НДФЛ с выгоды, полученной в результате реструктуризации ипотеки в рамках специально запущенной госпрограммы. Впрочем, на самом деле поправка -- формальность: на смягчение условий ипотечных кредитов банки идут крайне неохотно, да и большинство заемщиков под нее просто не попадают.
Согласие Минфина на освобождение граждан от НДФЛ по материальной выгоде в результате реструктуризации ипотечного кредита в рамках госпрограммы помощи ипотечным заемщикам содержится в его официальном ответе на запрос Ассоциации российских банков (АРБ; размещен на ее сайте). Согласно обращению АРБ, обязанность уплачивать НДФЛ у заемщиков возникала в двух случаях. Первый -- когда банк конвертирует ему валютный долг в рублевый и при этом прощает часть долга (до 400 тыс. руб. по условиям программы, половину из которых банку компенсирует Агентство по ипотечному жилищному кредитованию). Второй -- при снижении ставки по кредиту как минимум до 2/3 ставки рефинансирования ЦБ (то есть до 5,5% годовых). АРБ просила Минфин избавить заемщиков от НДФЛ (13%) в этих ситуациях.
Программа помощи ипотечным заемщикам утверждена правительством в апреле. В ее рамках банкам предлагалось реструктурировать проблемную ипотеку по ставке не выше 12% годовых. Часть ежемесячного платежа заемщика (либо основного долга в случае валютной ипотеки) должна компенсироваться банкам государством из расчета не более 200 тыс. руб. на кредит.
Впрочем, несмотря на явно большое количество ипотечных заемщиков, желающих ослабить кредитную нагрузку, ставшую непосильной в кризис, и довольно большое число банков (около 20), присоединившихся к программе, реструктурированных по ней кредитов единицы.
Банкиры утверждают, что доступна программа немногим, да и сами заемщики не стремятся к реструктуризации. "У нас вообще еще даже первая реструктуризация не завершена",-- рассказали "Ъ" в одном из банков, крупнейшем участнике программы.
"Конвертация в рубли автоматически сильно увеличивает и фиксирует остаток по долгу, отмечает директор департамента ипотечного кредитования Банка Москвы Георгий Тер-Аристокесянц.-- Заемщики все еще надеются, что их проблемы решит государство, при этом рубль продолжает ослабляться, и ситуация только усугубляется". "При принятии решения о реструктуризации, например, в форме конвертации в рубли проблемой остается психологический аспект, а не налоги -- заемщик таким образом признает, что выбор, сделанный им много лет назад в пользу валютной ипотеки, был неправильным и что он не надеется на улучшение ситуации с валютой",-- уверен собеседник "Ъ" в банке топ-50.
Впрочем, правозащитники настаивают, что все это лишь громкие слова о якобы имеющей место помощи ипотечным заемщикам.
На самом же деле банки, несмотря ни на какие заявления властей, не идут и не пойдут по собственной воле на выгодную для заемщиков реструктуризацию, соответственно, у заемщиков нет и выгоды, которую надо избавлять от налога. "В других странах, где валютные ипотечные заемщики оказались в тяжелой ситуации, за проблему брались решительнее, например в Венгрии конвертация по льготному курсу была обязательной для банков",-- отмечает глава Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. Подобные "косметические" изменения явно не та форма поддержки, в которой сейчас нуждаются валютные заемщики, заключает он.
Ольга Шестопал, Сэсэг Тубанова, Юлия Локшина, Светлана Дементьева, Ксения Дементьева
Источник: КОММЕРСАНТЪ