Госдума на пленарном заседании в пятницу приняла во втором чтении проект закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части установления порядка резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд".
Законопроект вносит изменения в Земельный кодекс и законы "О приватизации государственного и муниципального имущества", "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", "Об особо охраняемых природных территориях".
Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 Земельного кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.
Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем 7 лет. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до 20 лет. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется правительством РФ.
Допускается использование земельных участков из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, на которых расположены зеленые зоны, в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
Права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд. Ограничения прав собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются Земельным кодексом, другими федеральными законами.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, заключается на срок, продолжительность которого не может превышать срок резервирования таких земель.
Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.
В случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства или осуществления иных улучшений земельного участка, расположенного в границах зарезервированных земель, после информирования этих лиц о резервировании земель собственник такого земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор такого земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на таком земельном участке или с иным его улучшением.
Земельные участки, находящиеся в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, отчуждению в соответствии с законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" не подлежат.
Перевод земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае размещения линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
До утверждения в установленном Градостроительным кодексом порядке документов территориального планирования, но не позднее 1 января 2010 г в целях резервирования земель для федеральных государственных нужд границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, а в целях резервирования земель для государственных нужд субъектов РФ или муниципальных нужд границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального или местного значения утверждаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ.
Акты о резервировании земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществленном до дня вступления данного законопроекта, являются юридически значимыми. Срок резервирования таких земельных участков не может превышать предельные сроки резервирования земель, установленные Земельным кодексом.
Правительство РФ в течение 6 месяцев после дня вступления закона в силу издает нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию его положений.
Источник:
ПРАЙМ-ТАСС