Реклама на сайте

Партнеры проекта
КРЕДИТЫ на SIA.RU
Кредиты от иркутских банков. Для бизнеса. Потребительские, без залога и поручителей, наличными, на любые цели. Автокредиты

Курсы валют
Курсы ЦБ РФ на 2024.11.22:

Доллар США: 100.68
Евро: 106.076

Курсы валют в Иркутске »

12+



Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru Информационный партнер ИД Коммерсант

Новости
Подписаться:

Кто должен распоряжаться землями, собственность на которые не разграничена? Депутаты Иркутска предлагают вернуть городу утраченные полномочия

3 декабря 2015

Развитие Иркутска невозможно без продуманной градостроительной политики, в том числе, в вопросах использования земель. Более того,  тема эта является ключевой. Кто должен распоряжаться землями, собственность на которые не разграничена?

Напомним, этими землями в Иркутске до 1 января 2015 года распоряжались власти города. Однако положение дел изменилось после принятия нового регионального закона «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и правительством Иркутской области». Речь в документе шла об областном центре. Соответственно, с 2015 года за утверждением схем расположения земельных участков, находящихся в Иркутске, государственная собственность на которые не разграничена, для приобретения прав на них следовало обращаться в министерство имущественных отношений Приангарья.

Осенью депутаты думы Иркутска поднимали вопрос о возвращении прав распоряжения этими землями администрации города – это было бы логично, поскольку из-за дефицита свободных земель в городе остро стоит вопрос строительства доступного жилья и социальных объектов. Мэрия активно занимается развитием застроенных территорий, обсуждает с застройщиками актуальные вопросы, настаивая на том, что вместе с новыми домами в Иркутске должны появляться и детсады, школы, поликлиники.

Депутаты думы Иркутска Виктор Ильичев и Александр Якубовский пояснили Телеинформу, почему считают инициативу по возвращению права распоряжения неразграниченными землями необходимой и актуальной.

Виктор Ильичев уверен: это необходимо для развития Иркутска, так как позволит ускорить прохождение согласовательных процедур, связанных с любым видом строительства – как коммерческого, так и жилого. «Ускорение процесса в свою очередь повлияет не только на скорость реализации проектов, но на конечную стоимость квадратного метра. Чем дольше согласовывают, тем дороже обходится объект», – поясняет депутат.

Кроме того, по его словам, если ситуация останется такой, как сейчас, то с детсадами, школами и поликлиниками могут возникнуть проблемы: даже если деньги на строительство будут, процесс возведения будет затягиваться.

Еще один момент – развитие инженерной инфраструктуры и создание рекреационных зон – все это тоже может существенно затормозиться при той юридической интерпретации закона, которая действует сейчас. «Мы надеемся на взаимопонимание между городскими и региональными властями в этом вопросе», – резюмирует Виктор Ильичев.

Александр Якубовский также поддерживает инициативу, согласно которой город должен сам распоряжаться землей: «Сейчас по закону на таких участках мы даже не можем выделять землю под остановочные павильоны. Для строительства это тоже неудобно, кроме того, вопрос касается благоустройства парков и скверов – город самостоятельно выделять землю не может. Это нелогично, ведь генплан – где какие объекты будут располагаться – утверждает муниципалитет, но чтобы реализовать проекты,  нужно обращаться в область. Процедура затягивается».

Депутат Государственной думы РФ от Иркутской области Андрей Крутов также высказался по поводу инициативы, рассмотрев ее как с точки зрения инициаторов, так и с позиции тех, кого законопроект может затронуть, – предпринимателей: «Желание Иркутска снова распоряжаться землей понятно: кто имеет право на это, тот, по сути, и хозяин в городе. С этой точки зрения предложение иркутских депутатов вернуть полномочия ясно. Для бизнеса же главным является стабильность в законодательстве. В любом случае хотелось бы ознакомиться с видением сторон по поводу развития города в целом, так как сейчас застройка Иркутска носит хаотичный порядок. По опыту других регионов могу сказать, что есть межведомственные комиссии по земельным вопросам, куда входят все заинтересованные лица, они могут принимать участие в обсуждениях, чтобы не было разночтений».

Поддерживает инициативу по возвращению городу прав на распоряжение неразграниченными землями и председатель Общественной палаты Иркутска Сергей Шишкин. К слову, эксперт готовил заключение на законопроект еще в 2014 году, но, по его словам, к нему тогда не прислушались. Сейчас документ направлен на рассмотрение мэру Иркутска Дмитрию Бердникову.

Сергей Шишкин напомнил, что для юридической практики региона вопрос об управлении земельными участками, собственность на которые не разграничена, не нова. С 2005 года практически все губернаторы Иркутской области уделяли большое внимание этой теме и инициировали соответствующие законопроекты. И тогда, и сейчас оставался открытым вопрос о пределах вмешательства органов госвласти и управления области в компетенцию конкретных муниципальных образований в такой  «чувствительной» сфере, как земельные отношения.

Эксперт подчеркивает: «Европейская Хартия местного самоуправления как часть действующего российского права закрепляет принцип максимально приближения исполнения публичных полномочий, как правило, на уровень, приближенный к населению. Передача функций другим органам должна отвечать требованиям эффективности и экономии. В законодательстве дана дифференцированная характеристика вопросов местного значения каждого вида муниципальных властей, включая Иркутск, с особым акцентом на земельные и градостроительные вопросы. Поэтому высказывание  инициаторов закона о передаче прав в регион, которые назвали неэффективным пользование муниципалитета участками, можно считать оценочным, «вкусовым».

Сергей Шишкин отмечает, что обращает на себя внимание вопрос об особом статусе Иркутска в контексте вторжения в его компетенцию со стороны субъекта Федерации. Ни в коем случае нельзя представлять дело таким образом, что объем полномочий Иркутска по сравнению с другими муниципалитетами меньше, а не больше – из-за выполнения городом дополнительных функций столицы Восточной Сибири. Региональные власти должны предусматривать развитие, расширение полномочий областного центра, а не их секуляризацию.

Кроме того, закон затронул и многочисленные вопросы в смежных областях. Речь идет о бюджете, градостроительной политике, сфере государственных и муниципальных услуг, территориальном планировании, вопросах защиты прав интеллектуальной собственности, рекламе.

Наконец, в своем правовом экспертном заключении  Сергей Шишкин подчеркивает: закон требовал серьезной экономической проработки в увязке с политикой президента РФ, направленной на укрепление самостоятельности муниципальных образований, создание генпланов крупных городов, защиту прав граждан в сфере землепользования.

Очевидно, что тема – кому распоряжаться неразграниченными землями – ждет своего решения. Многое здесь будет зависеть от позиции региональной власти и Законодательного собрания области. В любом случае, развивать Иркутск без урегулирования земельного вопроса уже сейчас не представляется возможным. Появятся ли в областном центре новые парки и скверы, велодорожки и зоны отдыха, или все свободные земли пойдут под застройку – покажет время.

Источник: ТЕЛЕИНФОРМ

Новости недвижимости в Telegram-канале Realty.Irk.ru: Главное