Один из крупнейших продовольственных ритейлеров X5 Retail Group продолжает избавляться от конкурентов в регионах: в течение первого квартала входящая в группу сеть "Пятерочка" займет магазины сыктывкарского "Ассорти". Если раньше компания скупала небольшие сети и ребрендировала их, то теперь сделки сводятся к переуступке прав аренды. Региональный розничный бизнес практически утратил привлекательность для крупных игроков, сохранив лишь выгодные локации, констатируют эксперты.
Х5 (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") займет помещения сыктывкарского ритейлера ЗАО "Ассорти", говорится в сообщении последнего. Принадлежащая компании сеть завершит работу в течение первого квартала 2016 года, на освободившихся площадях Х5 планирует открыть магазины под брендом "Пятерочка". Речь идет об аренде 20-30 помещений, переговоры могут завершиться на следующей неделе, пояснил источник, знакомый с деталями сделки. В Х5 заявили, что заинтересованы в развитии в регионе и рассматривают различные варианты, но хода переговоров не комментируют.
По данным сайта "Ассорти", сейчас под этим брендом функционируют 18 магазинов: 14 -- в Сыктывкаре и четыре -- в Ухте. На начало года в сеть входило около 39 объектов торговой площадью примерно 10 тыс. кв. м, уточняет гендиректор агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров. По его оценке, в 2015 году выручка розничного бизнеса компании составила менее 2 млрд руб. без НДС, прибыли он не приносил.
Малоэффективная розничная сеть, основным активом которой были договоры аренды по торговым площадям в собственности бенефициаров компании, не представляет ценности ни для крупных региональных ритейлеров, ни тем более для федеральных сетей, рассуждает господин Бурмистров. "Им нужны лишь хорошие локации, которые региональные игроки успели занять до прихода федеральной розницы в регион",
-- резюмирует он. Таким образом, на региональных рынках начал складываться тренд, при котором сделки между крупными и мелкими ритейлерами сводятся к переуступке прав аренды или отказу собственников региональных сетей от розничного бизнеса со сдачей объектов в аренду.
Период, когда маленьким игрокам удавалось продать свой бизнес с премией, завершился, констатирует старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. "Крупные сети покупали их, чтобы усилить свои позиции за счет конкурента. Теперь обратная ситуация: большинство сделок проходит с дисконтом",-- поясняет она.
Анастасия Дуленкова
Источник: КОММЕРСАНТЪ