Большинство наших сограждан в ближайшие три года не намерены улучшать жилищные условия. Однако среди тех, кто собирается это сделать, значительно выросла доля планирующих взять ипотеку. Таковы результаты всероссийского опроса, проведенного НАФИ в декабре 2015 г.
Доля россиян, не планирующих что-то предпринимать для улучшения жилищных условий, растет с 2013 года: 67% в 2013, 78% — в феврале 2015, 83% — в декабре 2015 г. В основном выросло число тех, кто определенно ответил на этот вопрос – нет (с 53% до 59%). Тем не менее 14% опрошенных строят такие планы, о них сообщают в основном молодые люди до 34 лет (23%).
Среди способов улучшения жилищных условий россияне стали отдавать предпочтение покупке или строительству жилья (45% среди тех, у кого есть планы улучшения ситуации), а не капитальному ремонту или перепланировке (29%) как раньше. Год назад ремонт был более востребован (41%). Стал более популярен такой способ как обмен жилья (13% в феврале и 21% в декабре 2015 года).
Половина опрошенных, в планы которых входит улучшение условий проживания, по-прежнему рассчитывают на собственные средства (49%). Выросла доля тех, кто готов взять ипотеку (с 18% в феврале до 42% в декабре 2015 года). Еще 6% рассматривают вариант оформления потребительского кредита.
Стоит отметить изменения в портрете ипотечного заемщика: если в феврале 2015 года мужчины были более склонны рассчитывать на свои средства, а женщины чаще выбирали ипотеку, то сейчас, наоборот, женщины несколько более расположены полагаться на имеющиеся средства (52%), а мужчины – на ипотеку (46%). Также повзрослела группа тех, кто планирует взять ипотечный кредит: около года назад его чаще рассматривали молодые люди до 25 лет, а сейчас чаще 25-34-летние (62%).
Сергей Антонян, руководитель исследовательских проектов НАФИ: «Число наших сограждан, которые видят возможности для улучшения своих жилищных условий, за прошедший год сократилось – это, прежде всего, результат снижения покупательной способности населения и ухудшения потребительских ожиданий. Изменилась и структура потребительских предпочтений: в условиях нестабильной экономики приобретение недвижимости воспринимается не только как способ улучшить жилищные условия своей семьи, но и как возможность сохранить сбережения, тогда как тратить средства на ремонт и перепланировку в кризис потребители не готовы. Именно этим можно объяснить рост доли россиян, планирующих приобретение жилья и сокращение доли тех, кто собирается делать ремонт.
В марте 2015 г. стартовала государственная программа поддержки ипотеки, которая смогла значительно подогреть остывший интерес потребителей к ипотечным кредитам: данные исследований НАФИ, проведённых в феврале и в декабре 2015 г., зафиксировали этот стимулирующий эффект».
Источник: СИА