Снос в Москве торговых палаток у станций метро может привести к сокращению уровня свободных площадей в помещениях стрит-ритейла размером до 30 кв. м на 30-40% в самых оживленных местах столицы. Спрос будут обеспечивать в том числе крупные сотовые ритейлеры, индивидуальным предпринимателям, лишившимся торговых точек после сноса, снимать такие помещения оказалось не по карману.
Количество заявок на поиск объектов площадью 17-20 кв. м у станций метро выросло на 20%, сообщил гендиректор DNA Realty Антон Белых. По его словам, обращаются как арендаторы снесенных помещений, так и те, кто не ждет второй волны сноса.
По прогнозам брокера по продаже коммерческой недвижимости, сложившийся спрос может привести к сокращению на 30-40% вакансий в сегменте помещений площадью 15-30 кв. м. "Такие объекты наиболее востребованы в кризис: сейчас в этом сегменте уровень свободных площадей не превышает 5%, в текущих условиях может снизиться до 1,5-2%",-- не исключает Антон Белых. В целом на рынке недвижимости стрит-ритейла по итогам января 2015 года вакансия составила около 8%, добавляет директор отдела стратегического анализа и планирования CBRE Олеся Дзюба. "На центральных торговых улицах достаточный выбор площадей",-- отмечает она, добавляя, что сейчас номинированных в долларах ставок аренды практически нет. Рынок стрит-ритейла практически не консолидирован, поэтому консультанты не смогли назвать компании или группу лиц, которые владеют крупными объемами небольших коммерческих помещений.
На новые объекты проще всего найти арендаторов из числа крупных компаний. "Для сотовых ритейлеров не проблема снять 20 кв. м за 400 тыс. руб. в месяц,-- рассказывает Антон Белых.-- Индивидуальным предпринимателям, которым аренда помещения в "стекляшках" с хорошей проходимостью обходилась от 150 тыс. руб. в месяц, рынок не может предложить ничего".
Консультанты, работающие с крупными заказами, изменений спроса не зафиксировали.
"Сетевые операторы заранее озаботились поиском площадок и нашли альтернативы там, где это было возможно",-- говорит руководитель отдела стрит-ритейла JLL Юлия Назарова. "Для салонов сотовой связи, которые занимали значительную часть площадей в павильонах, альтернатив в стрит-ритейле в силу небольшого метража практически нет, де-факто они потеряли бизнес в этих локациях",-- резюмирует она. В "Евросети" сообщили "Ъ", что компания потеряла десять салонов. "Замену найти непросто, так как закрылись самые проходные с точки зрения локации и трафика точки",-- пояснил представитель "Евросети". У "Связного" было снесено тоже десять салонов. "Нас предупредили о сносе, к его началу половина магазинов уже переехала",-- пояснили в компании.
Возникший спрос не будет распространяться равномерно на все подходящие по площади коммерческие помещения. "Высокая вакансия сохранится в объектах, расположенных вне зоны высокого пешеходного трафика, особенно если сравнивать с локацией снесенных павильонов. Поэтому говорить о взаимозаменяемости некорректно",-- считает старший консультант "Магазина магазинов" Марина Дроздова.
Екатерина Геращенко
Источник: КОММЕРСАНТЪ