Профильные холдинги начали борьбу за аэропорт Иркутска -- последний крупный актив в отрасли без стратегического инвестора. Местные власти уже начали диалог с "Новапортом" Романа Троценко, в ответ на что "Базэл" Олега Дерипаски и "Аэропорты регионов" Виктора Вексельберга потребовали проведения открытого конкурса. У всех претендентов уже есть опыт подобных кампаний. Так, в Перми холдинги с 2013 года требовали прозрачного конкурса и добились своего.
Губернатор Иркутской области Сергей Левченко 27 мая рассказал о будущем аэропорта Иркутска -- "должно быть совместное управление" с частным инвестором, причем уже понятно с каким: "Предложения для "Новапорта" сформированы, они совместные. Есть рабочая группа под руководством Руслана Болотова (вице-премьер области.-- "Ъ"), они достаточно часто встречаются" (цитата по "Интерфаксу").
ОАО "Международный аэропорт Иркутск" на 100% принадлежит региону. Пассажиропоток снизился в 2015 году на 2%, до 1,7 млн человек. Выручка ОАО по РСБУ в 2014 году -- 2,1 млрд руб., чистая прибыль -- 357,7 млн руб.
Возможность создания нового авиаузла в Иркутске обсуждается около 20 лет. Цель -- увеличение пассажиропотока к 2020 году не менее чем до 3 млн человек в год. Власти области должны привлечь от 1,1 млрд руб. на техперевооружение и не менее 20 млрд руб.-- на строительство аэропорта. В качестве возможных инвесторов назывались "Ростех", "Роснефть", Incheon International Airport Corporation и даже китайский интернет-ритейлер Alibaba Group.
Заявление господина Левченко спровоцировало резкую реакцию со стороны одного из потенциальных претендентов на проект, "Базэла" Олега Дерипаски ("Базэл Аэро" наряду с "Новапортом" и "Аэропортами регионов" "Реновы" Виктора Вексельберга входит в число крупнейших отраслевых холдингов РФ).
Он выразил озабоченность "информацией о достижении договоренностей по развитию авиаузла между правительством Иркутской области и "Новапортом" без проведения конкурса". "Базэл" готов участвовать в конкурсе по развитию авиаузла, но беспокоится, что для решения вопроса уже создана рабочая группа, в которую представители холдинга не вошли.
Источники "Ъ" в "Новапорте" не комментируют информацию о договоренностях с властями, но признают, что холдинг "всегда проявлял интерес к развитию актива". При этом, по данным других источников "Ъ", в последнее время переговоры с регионом вели и представители структур "Базэла", а финальных предпочтений у области нет.
Если все пойдет "по негативному сценарию", "Базэл" обещает использовать "любые законные средства для возвращения ситуации в конкурентное русло", приводя в пример ситуации с аэропортами Перми и Красноярска.
Исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев отмечает, что крупных аэропортов без частных инвесторов осталось не так много -- это еще Казань и Уфа, но там власти не заявляют о планах привлекать инвесторов. По словам эксперта, потенциал аэропорта Иркутска высок: это крупный промышленный центр, рост пассажиропотока могут дать туризм на Байкал и освоение месторождений Восточной Сибири.
Анастасия Веденеева, Владимир Дзагуто
Источник: КОММЕРСАНТЪ