-- Крупнейший инвестор "Каро" Baring Vostok продал свою долю фонду UFG, который теперь стал контролирующим акционером. Как это повлияет на компанию?
-- Компания UFG сыграла важную роль в современной российской киноиндустрии и видит ее долгосрочные перспективы. Это стало одной из основных причин, по которым компания приобрела долю акций Baring Vostok. У нас очень хорошие отношения с нашими инвесторами, мы тесно сотрудничаем как с UFG, так и с другими акционерами.
-- "Каро" -- третья в России киносеть по числу залов. Если сравнивать с позициями компании пару лет назад, вы находились примерно на том же месте с тем же количеством залов. Правда, и у конкурентов позиции существенно не менялись. Почему киносети стагнируют?
-- Макроэкономические факторы, скачки курса валют и санкции напрямую повлияли на наш бизнес. Большинство наших кинотеатров расположены в торговых центрах, где стоимость аренды выплачивается в долларах или евро.
В ситуации, когда доллар до кризиса стоил 30 руб., а сейчас -- 65 руб., бизнес-модель, при которой кинотеатры остаются рентабельными, принципиально меняется.
Одновременно с этим снизилась покупательская активность населения, в особенности в затратах на одежду и развлечения. Как недавно отмечал "Ъ", траты на развлечения в этом году снизились до 61%. Курс валют повлиял на капитальные вложения -- закупку импортируемого оборудования, включая проекторы, звуковые системы, сиденья, экраны, и для большинства киносетей инвестиции становятся чрезвычайно затратными. В нашем случае стоимость открытия одного зала удвоилась, в то время как доход, который мы продолжаем получать в рублях, остается на том же уровне. За последние два с половиной года было заморожено строительство огромного количества торговых центров, потому что девелоперы тоже кредитуются в валюте. И, конечно, инвестиции на развитие, которые были запланированы, стали неподъемными для бизнеса.
Если говорить конкретно о нас, то некоторые кинотеатры мы были вынуждены закрыть, особенно в тех торговых центрах, где значительно упала посещаемость.
Я говорю о торговых центрах класса С, которые боролись за привлечение покупателей последние два года, ведь от падения посещаемости страдают арендаторы, в особенности киносети.
И последний пункт -- это посредственные кассовые сборы. 2014 год был одним из самых слабых в истории кинобизнеса в России -- рынок значительно упал из-за низкого качества и небольшого количества выпускаемых фильмов. В 2015 году бокс-офис несколько улучшился, и в 2016 году мы наблюдаем тенденцию к росту, хотя и достаточно сдержанному.
-- В связи с ростом доллара вы повышали цену билетов?
-- Нет. За три года наши цены практически не изменились: экономическая ситуация влияет на покупательскую способность населения. Люди реже ходят в кинотеатры и тратят там меньше денег. Повышение цен только привело бы к дальнейшему спаду посещаемости.
-- А как изменилась посещаемость ваших кинотеатров за эти два года?
-- Мы закрыли три кинотеатра и открыли три. Это помогло удерживать посещаемость на одном уровне. Но большинство киносетей не могли добиться роста посещаемости последние два года, так как их кинотеатры находятся в торговых центрах класса В и С, в которых наблюдался сильный спад. Все три наших новых кинотеатра открыты в торговых центрах класса А, проходимость которых изменилась не так сильно.
-- Насколько гибко ведут себя девелоперы -- идут навстречу относительно арендной платы?
-- Наши арендодатели тоже должны платить кредиты в иностранной валюте. Небольшие торговые центры вынуждены были бороться за сохранение посещаемости в основном из-за своих арендаторов, большинство из которых из сферы развлечений или моды -- два самых сложных сектора в ритейле. Арендаторы более мелких торговых центров освобождали площади из-за недостатка клиентов. Учитывая небольшие размеры торговых центров, арендодатели сочли невозможным поддерживать арендаторов, и многие из них вынуждены были закрыться. Нам с самого начала очень повезло с партнерами и удалось получить их поддержку, включая краткосрочные льготы по аренде. Без сомнения, не имея такой поддержки, многие сети уже давно закрылись бы.
-- У вас есть в ближайших планах открытие новых кинотеатров, выход в новые регионы или речь сегодня идет о том, чтобы выживать, а не расширяться?
-- Я считаю, что в бизнесе необходимо рассчитывать на долгосрочный эффект. В кризис появляются новые возможности, и наиболее дальновидным бизнесменам удается использовать этот период как часть инвестиционной стратегии.
Я очень верю в российский рынок, которому катастрофически недостает кинозалов на душу населения в сравнении с мировыми стандартами. Кино играет важную роль в жизни россиян. И у нас очень амбициозные планы на следующие пять--десять лет, включающие строительство новых мультиплексов.
-- Можете конкретнее обозначить планы -- сколько "Каро" намерена инвестировать на развитие сети?
-- Могу сказать, что средняя стоимость среднего кинотеатра в России сегодня -- это 50 млн руб. на каждый зал. Это, если мы возводим новое здание, четыре стены, пол, потолок, экраны, декор и т. д. Но кинотеатр мирового уровня, как, например, "Каро Sky 17 Авиапарк", стоит гораздо больше.
-- Для вас в приоритете вот такие дорогие мультиплексы или кинотеатры экономкласса?
-- Мы уверены, что будущее за кинотеатрами нового поколения -- мультиплексами. И наша задача -- удовлетворить любой спрос независимо от бюджета, которым располагает наш гость.
-- В то же время кинотеатры в моллах, таких как "Мега", практически никогда не бывают на 100% заполнены.
-- После перестройки возникали маленькие торговые центры на 10-15 тыс. кв. м, они росли как грибы, и на каждом шагу был маленький торговый центр.
Сейчас все изменилось, и люди хотят посещать большие развлекательные моллы с первоклассными арендаторами, парковкой, разнообразием еды в ресторанах. Небольшие торговые центры класса В и С посещают всего несколько миллионов человек в год.
"Мега" и другие крупные торговые центры (до 300 тыс. кв. м) привлекают до 40 млн посетителей в год. Основная задача -- последовательное достижение наиболее высокой заполняемости залов.
-- Отдельно стоящие кинотеатры типа "Соловья" или "Октября" привлекают меньше зрителей, чем кинотеатр в "Меге"?
-- Это разные истории. Первая -- это когда люди принимают осознанное решение пойти в кинотеатр и идут, например, в "Октябрь". И вторая -- когда кинотеатры находятся в торговых центрах. Сюда люди также могут пойти осознанно, но это может быть и спонтанное решение. В торговом центре люди имеют гораздо больше возможностей, чем просто пойти посмотреть фильм, и их посещение часто становится целым событием, при котором поход в кино совмещается с другими активностями в течение дня.
-- Что вы можете сказать про среднюю заполняемость кинотеатров?
-- В киноиндустрии средняя заполняемость зала -- это 12-15%. Конечно, премьеры и блокбастеры собирают 100%.
-- Сколько нужно времени, чтобы кинотеатр в России окупился?
-- Мы стараемся вернуть деньги инвесторам в течение семи--десяти лет, но сегодня это слишком сложно из-за стоимости вложений и аренды. Макроэкономические факторы неблагоприятно сказались на сроках окупаемости.
-- Расскажите о реализации инвестпрограммы "Каро" в последние два года. Она составляла, как было заявлено в 2014 году, $150 млн. Вы их потратили? Что это вам дало?
-- Мы построили три новых кинотеатра -- 32 новых зала плюс брендинг и реконструкция других площадок. Мы оборудовали все кинотеатры сети новыми технологиями и цифровыми рекламными носителями.
-- По данным компании, выручка от продажи билетов принесла 3,14 млрд руб., а остальное -- продажа напитков, попкорна?
-- Мы не даем эту информацию. Могу сказать, что бокс-офис -- это приблизительно 60% общей выручки.
-- В этом году кассовые сборы вырастут по сравнению с прошлым?
-- Первые полгода прошли неплохо, был рост около 6-7%. Но во второй половине года ситуация будет несколько сложнее для всех нас.
-- Почему?
-- Июль начинался очень плохо, потому что была жара. Когда температура выше 22 градусов, зачем сидеть в кинозале -- все хотят чуть-чуть загореть на даче, погулять, съездить на природу. Последние три недели погода была очень жаркой, и мы наблюдали пропорциональный спад продаж билетов.
-- Вы рассматриваете варианты укрупнения?
-- Мы мониторим ситуацию на рынке. И в случае появления выгодных инвестиций, способных дополнить нашу долгосрочную стратегию, рассмотрим этот вариант. Но, с моей точки зрения, инвестиции в покупку действующих киносетей имеют как плюсы, так и минусы. Достижение большего числа операций обеспечивает некоторое преимущество на рынке. Но при этом большинство киносетей в России имеют небольшие активы -- маленькие кинотеатры с небольшим количеством экранов. Из-за небольшого пространства их возможности очень ограничены. Это идет вразрез с нашими амбициозными планами, поэтому мы предпочитаем естественный рост и продолжаем концентрироваться на возможностях, которые позволят нам развивать наши кинотеатры нового поколения, такие как в "Авиапарке" и Vegas Crocus City.
-- Можете обозначить основные положения вашей стратегии на ближайшие несколько лет?
-- Стратегия очень простая -- фокусироваться на зрителях, обслуживании, гостеприимстве. Каждый шаг внутри нашего кинотеатра должен быть на высшем уровне, а взаимодействие с каждым гостем должно быть постоянным и 100-процентным. Мы принесли сюда много процессов из гостиничного бизнеса и индустрии фастфуда, потому что у них очень похожие задачи.
-- Какой кинотеатр в сети "Каро" вы можете назвать самым успешным?
-- "КАРО Sky 17 Авиапарк" во многом благодаря качеству самого торгового центра, многообразию арендаторов, грамотному управлению ТРЦ и другим факторам. Ну и другой наш флагманский кинотеатр в "КАРО Vegas 22" не менее успешен.
-- В прошлом году киносети, включая "Каро", договорились с Минкультом, что будут добровольно отдавать 20% сеансов под русское кино. Как это работает на практике?
-- 20% -- адекватная цифра, такую долю российского кино мы можем принять. Сейчас доля российского кино в репертуаре гуляет между 15% и 25%. И наша готовность стремиться к 25% напрямую зависит от производителей и продюсеров фильмов. Я большой фанат продвижения российского кино, важно заниматься локальным продуктом. Но чтобы это случилось, должна функционировать вся цепочка, начиная от производителя, дистрибутора, рекламного агентства, заканчивая кинотеатром и гостем. И у Минкульта очень сложная работа. Производится недостаточно российских фильмов с коммерческим потенциалом, соответственно, должен быть разработан долгосрочный план по развитию и поддержанию российского кино. В то же время есть новое поколение детей, которые никогда не видели советского классического кино и анимации, а это потрясающие картины.
Наша стратегия -- взять классические фильмы, анимацию, и сделать их доступными. Иными словами, поскольку текущего премьерного контента недостаточно, мы ищем другой контент. И мы видим в этом будущее кинопоказа -- демонстрировать не только кино, но и альтернативный контент, потому что у множества людей в городах России нет возможности посетить, скажем, Большой или Мариинский театр, а кинотеатр может стать проводником между зрителями и этими театральными площадками. Мы проводили подобный эксперимент с постановками на английском языке в Сургуте, Москве и Петербурге, и у нас были 100-процентные продажи на спектакль Шекспира. Конечно, для одно-, двухзальных кинотеатров это неприменимо, но для больших киносетей разнообразие контента способно привести к дополнительной аудитории.
-- Развитию вашей киносети в регионах мешает недостаток контента? Если бы было больше фильмов, вы бы открывали больше залов?
-- Везде не хватает контента, неважно: Москва, Петербург или регионы. Я имею в виду не только новое кино, но и старое кино, балет, оперу, что-то еще. Очень много старого кино на пленке, и его надо переделать на цифровой стандарт. Это время и деньги, кто будет этим заниматься? Минкульт, дистрибуторы? Никто не знает. Это важно, потому что очень мало готового к показу контента. Именно поэтому мы запустили проект "Каро.Арт" -- киносеть предоставляет и поддерживает альтернативный контент на федеральном уровне. В этом году мы организовали более 50 мероприятий, включая фестивали, спортивные трансляции, премьеры сериалов, и видим, насколько этот контент востребован у аудитории.
-- В то же время в России прокат фильмов сравнительно недолгий -- премьеры идут всего пару недель, тогда как на Западе кинотеатры могут показывать новый релиз несколько месяцев. Почему так?
-- Сейчас стало хуже -- еще совсем недавно новое кино собирало 90% своей кассы за три--четыре недели проката. Сегодня в среднем премьера идет меньше двух недель.
-- Почему так недолго?
-- Самой большой проблемой в России осталось пиратство. В четверг выходит новое кино, через сутки оно появится на любом русском сайте.
Источник: КОММЕРСАНТЪ