Арендаторы офисной недвижимости постепенно сокращают объем занимаемых площадей, к этому выводу пришли аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank. За период с 2010 года по I полугодие 2017 года средняя площадь арендованных помещений в абсолютном значении сократилась на 55,7% и составила 1 532 кв. м.
Изменился и профиль клиентов офисной недвижимости: 10 лет назад основными арендаторами офисов были финансовые компании, на долю которых приходилось 30% площадей. По итогам I полугодия 2017 года их доля сократилась более чем в два раза – до 14%.
В число компаний, сокративших свою активность в I полугодии 2017 года на рынке офисной недвижимости, стали предприятия из сферы IT, телекоммуникаций и медиа. В разные годы их доля варьировалась от 7% до 30%, однако по итогам первого полугодия она стала минимальной – 6%.
Нефтяные и газовые компании, напротив, усилили свое присутствие: в 2007 году на них приходилось 3% площадей в арендованных офисах, дальнейшие годы их доля росла и доходила до 14%. В 2015 году нефтегазовые предприятия занимали уже 24% площадей, а в 2016 и I полугодии 2017 года – по 12%.
Также увеличили свою долю в общем объеме сделок по аренде офисных площадей фармацевтические компании и предприятия потребительского сектора: с 2007 года по I полугодие 2017 года их доля выросла на 9 п. п. и составила 19%.
На 6 п. п. за последние семь лет выросла доля предприятий B2B сектора (консалтинговые, юридические и страховые компании), в I полугодии 2016 года в общем объеме арендуемых площадей она составила 16%.
Константин Лосюков, директор департамента офисной недвижимости компании Knight Frank, отметил: " Компании оптимизируют свои расходы на содержание офисов, и в последние несколько лет мы видим тенденцию сокращения площади арендуемых площадей. В частности, по итогам I полугодия 2017 года доля сделок с офисными блоками до 500 кв. м. составила 40%, увеличившись на 9%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Профиль арендаторов также показывает, какие отрасли в стране оказались наиболее устойчивыми в кризис, к ним, в первую очередь, относятся нефтегазовый сектор и потребительский рынок. Сократили свою активность на офисном рынке банки и медиакомпании».
Источник: СИА