Альфа-банк меняет свою стратегию развития в розничном сегменте — теперь фокусом кредитования станет ипотека, от которой банк сознательно отказался несколько лет назад. Интерес к ипотеке логичен, ведь последние годы именно этот продукт является ключевым драйвером роста кредитного портфеля для банков, и Альфа-банк планирует войти в пятерку лидеров рынка. Однако для реализации таких амбициозных планов банку придется демпинговать, считают участники рынка, да и рынок недвижимости сейчас находится не в самой лучшей форме.
Из-за незначительного роста рынка потребкредитования Альфа-банк вынужден искать другие пути развития розничного бизнеса. В связи с этим банк решил сделать ключевым продуктом в своем кредитном портфеле ипотеку, к чему ранее не проявлял никакого интереса в силу низкой доходности. Теперь банк поставил себе задачу войти в топ-5 ипотечных банков за три года, сообщили “Ъ” в пресс-службе Альфа-банка. Начиная с сентября Альфа-банк выдает ипотеку на первичном и вторичном рынке, а также предлагает рефинансирование клиентам других банков в Москве и Санкт-Петербурге. В ближайшие месяцы банк откроет ипотечные центры в других регионах.
Ранее Альфа-банк выдавал ипотеку в минимальных объемах, никогда ее особенно не рекламируя, а с конца 2015 года полностью отказался от собственных выдач и работал как брокер банка «Дельтакредит». Однако с 2015 года ипотека оказалась розничным продуктом банка, по которому наблюдалась наилучшая динамика. Этому во многом способствовала введенная тогда госпрограмма субсидирования процентных ставок. При этом сегмент, на который делал ставку Альфа-банк,— необеспеченное кредитование — падал из-за низкого спроса и ужесточения скоринга.
Но выйти на этот рынок «с нуля» в то время, как он фактически поделен между крупнейшими банками, будет непросто, считают эксперты. По словам президента ГК «Гранель» Ильшата Нигматуллина, рынок ипотеки поделен и между его участниками уже сложились устойчивые взаимоотношения. «К тому же спрос со стороны потенциальных покупателей жилья начинает снижаться, что может стать ощутимой проблемой, как для девелоперов, так и для банков»,— указывает председатель совета директоров «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова.
В Альфа-банке утверждают, что достичь цели поможет «универсальность банка во всех направлениях бизнеса» и возможность делать «конкурентные предложения для зарплатных клиентов, партнеров и сотрудников банковской группы». «Помогут реклама, агрессивные кросс-продажи и низкие ставки»,— считает гендиректор FrankRG Юрий Грибанов. Анастасия Турдыева добавила, что нарастить портфель можно в том числе за счет активного рефинансирования кредитов других банков.
Юлия Полякова, Халиль Аминов
Источник: КОММЕРСАНТЪ