В 2016 и 2017 годах жилье для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Иркутске не покупалось. Между тем на очереди в областном центре стоят более 1,3 тысячи нуждающихся из этой категории.
Как сообщила 20 марта на заседании комиссии по контрольной деятельности ЗС руководитель Контрольно-счетной палаты Иркутской области Ирина Морохоева, аудиторы провели анализ эффективности реализации государственной программы «Доступное жилье» на 2014-2020 годы и выявили ряд нарушений в нескольких подпрограммах, в том числе и той, по которой обеспечивают жильем детей-сирот.
– Здесь необходимо отметить, что у нас в последнее время количество приобретенного либо построенного жилья для этой категории граждан удовлетворяет запросы лишь на 8-9%, – отметила Ирина Морохоева. – По состоянию на 1 января 2018 года нуждаются в жилье более 13,1 тысячи детей-сирот, вместе с тем год назад их было почти 12,5 тысячи. Прирост составляет порядка 700 человек каждый год. При этом, исходя из объемов направляемых средств, часть сирот-очередников может рассчитывать на свое жилье, как минимум, через пять лет после постановки в очередь. Перспектива удовлетворения всей потребности очень непонятная.
В областном центре 1 января 2016 года числилось 830 детей-сирот, на 1 января 2017 года – 1023, по предварительным расчетам на 1 января 2018 года их количество составило 1330 человек. Последнее жилье для детей-сирот в Иркутске покупалось в 2015 году – 98 квартир по улице Пискунова, 158/1.
– Нуждающиеся, которые претендуют на получение жилья в столице Приангарья, очень часто жалуются в органы прокуратуры и в иные органы исполнительной и законодательной власти на длительные сроки ожидания квартир, – подчеркнула Ирина Морохоева.
Анализируя освоение средств, аудиторы КСП отметили, что даже при всех объемах финансирования, предоставляемых из бюджетов разных уровней, исполнители зачастую не используют целевые средства. Так, в 2017 году неосвоенными остались 55 млн областных денег и 60 тысяч рублей – федеральных. Неисполненными при этом остались 77 решений судов, которые обязывали Минимущества Приангарья предоставить жилье детям-сиротам по договорам социального найма.
Кроме того, у КСП возник вопрос к министерству в части отсутствия планирования расходов.
– Не совсем понятно, как выбираются муниципальных образования. Ежегодно у нас по планам Минимущества строится жилье для этой категории граждан лишь в 17-ти городах и районах, а между тем у нас дети-сироты есть везде, – сказала руководитель КСП.
Кроме того, КСП выявляет недостатки и в уже построенном или предоставленном жилье. Так, например, в Усть-Куте с двухмесячным опозданием заселили 66 жилых помещений, которые были включены в специализированный фонд 19 октября 2017 года – там произошло размораживание отопления. Еще одно замечание касалось нарушений гражданского и санитарно-эпидемиологического законодательства при возведении жилья для детей-сирот. Одной из причин этого в КСП назвали отсутствие контроля за строительными процессами со стороны органов государственной власти. В некоторых случаях жилье несвоевременно вводилось в эксплуатацию или не соответствовали требованиям пожарной безопасности и иным нормам.
Также Ирина Морохоева отметила, что зачастую дети-сироты не оплачивают коммунальные услуги, накапливают долги. Общий объем задолженности по платежам за ЖКУ по итогам первого полугодия 2017 года составил более 13 млн рублей.
– Это впоследствии отрицательно сказывается на условиях эксплуатации жилых помещений. В этом случае мы считаем, причина в том, что нет системной работы в области социальной адаптации или сопровождения детей-сирот, которые получают жилье, – заявила Ирина Морохоева.
В ходе обсуждения депутаты обратили внимание на неравномерное распределение финансирования. В Минстрое региона пояснили, что если распределять средства поровну, а не в соответствии с «весовыми характеристиками» и потребностями муниципалитетов, то часть денег все равно будет не освоена – велик риск столкнуться с отсутствием на территории застройщиков и неготовностью земельных участков. Например, в Бодайбо в настоящее время нет застройщиков, а 35 имеющихся детей-сирот предлагают расселить в другие населенные пункты.
Источник: ТЕЛЕИНФОРМ