Выявлять нарушения в области земельного законодательства, штрафовать нарушителей весо-габаритного контроля на дорогах, а еще пополнять бюджет региона. На круглом столе по цифровым технологиям в рамках «Байкал Бизнес Форума 2018» «Ростелеком» представил два проекта, которые позволяют решать эти задачи. Проекты реализуются на территории России, теперь их предлагают внедрить в Иркутской области.
«Ростелеком» тесно связан с цифровыми услугами. По ряду проектов компания решением президента страны назначена единственным поставщиком услуг. Первый проект, который был представлен в рамках «Байкал Бизнес Форума 2018» – геоинформационная система «РусГис». Ее разработкой занимается компания «РУСГИС Технологии», дочерняя компания «Ростелекома». Геоаналитическая платформа позволяет аккумулировать в себе данные государственных и коммерческих баз, а также данные дистанционного зондирования земли.
Платформа поддерживает интеграцию с видеокамерами, а также позволяет мониторить подвижные объекты, оснащенные системами Глонасс и GPS. На ее базе есть сервис заказа космоснимков. По данным дистанционного зондирования земли и аэрофотосъемки можно мониторинг нарушения в области земельного законодательства, а по разным временным фотоснимкам – отслеживать ход строительства и другие изменения на местности.
«Система внесена в реестр отечественного ПО, то есть удовлетворяет всем принципам импортозамещения, – рассказал Василий Морозов, директор департамента продаж Иркутского филиала ПАО «Ростелеком». – У платформы есть мобильное приложение, то есть данные можно вносить в систему, находясь непосредственно на объекте, и анализировать по возвращении в офис. 'Ростелеком' постоянно инвестирует средства в развитие данного продукта».
Сервисы платформы «РусГис» ориентированы на сегменты B2G и B2B, но в настоящее время компания работает в основном с госорганами. Василий Морозов рассказал о нескольких проектах, уже реализованных в других регионах России.
Например, в республике Калмыкия запущен сервис для Министерства по земельным и имущественным отношениям.
Он направлен на учет земель: позволяет провести инвентаризацию участков, составить интерактивную карту, выявить разночтения между сведениями Росреестра и органов местного самоуправления. Неиспользованные земли, а также объекты капитального строительства, не поставленные на кадастровый и налоговый учет, таким образом вовлекаются в экономический оборот и повышают налогооблагаемую базу.
Для Приволжской транспортной прокуратуры «Ростелеком» развернул сервис, который позволяет фиксировать инциденты на дорогах. Данные о происшествиях накапливаются. Затем с помощью аналитического сервиса составляются тепловые карты, на которых видна наибольшая концентрация происшествий. Такая визуализация позволяет принять меры к их снижению.
В Костромской области был создан сервис «Инвестиционные карты». Его цель – привлечение инвестиций. Инвестпроекты области отображаются на геопортале с учетом отраслевых признаков: есть проекты в строительстве, в том числе жилищном, социальной сфере, сельском хозяйстве, промышленности. Каждый объект на карте содержит дополнительную информацию: можно, например, посмотреть, какие инженерные и телекоммуникационные сети к нему подведены. То есть для каждого объекта составлен подробный паспорт.
Второй проект, который «Ростелеком» презентовал на круглом столе – комплексы весо-габаритного контроля (ВГК). В ряде регионов России эта система уже внедрена.
По словам Максима Бращунова, заместителя директора Иркутского филиала ПАО «Ростелеком», на федеральных дорогах планируется установить порядка 380 таких комплексов. Сотрудникам ГИБДД теперь не требуется специально останавливать технику и взвешивать ее.
«Экономические предпосылки создания данной системы – это изменение в КОАП, – пояснил Максим Бращунов, – штрафовать нарушителей стало возможно в автоматическом режиме. Штрафы за нарушения правил перевозки грузов зачисляются в бюджет субъекта по нормативу 100%, то есть все деньги будут уходить в бюджет Иркутской области. На примере Нижегородской области мы видим, что в квартал выписывается порядка 150 постановлений, а общая сумма штрафов за этот период составляет порядка 40 миллионов рублей».
У решения, предложенного «Ростелекомом», участники круглого стола нашли несколько слабых мест, помимо высокой стоимости. Например, программа фиксирует факт нарушения, но не учитывает ущерб от проезда крупногабаритной и тяжелой техники, поскольку это требует составления протокола на месте. Устанавливать комплексы по одному – достаточно неэффективно: трафик начинает смещаться, водители ищут объездные маршруты.
Несмотря на значительные суммы выписанных штрафов, собираемость их не стопроцентная. Во-первых, нарушитель может в течение 20 дней оплатить штраф с 50% скидкой, а во-вторых, размер штрафа чувствителен для владельцев большегрузов (минимальная сумма составляет 150 тысяч рублей), и они пытаются их опротестовать.
Есть несколько неотрегулированных законодательных моментов, которые позволяют делать это. Например, наливные грузы при транспортировке могут изменить плотность. Если жидкость требуется перевезти на дальние расстояния, например, из Казахстана в Тюмень, машина может попросту покрыться льдом и не пройти из-за этого весовой контроль, несмотря на наличие сертификата, подтверждающего соответствие нормам.
Тем не менее, предложенная «Ростелекомом» программа вызвала интерес представителей Правительства Иркутской области, потому что способна выявить очаги износа дорог, а также увеличить доходную часть бюджета. По опыту регионов, уже установивших на своей территории комплексы ВГК, они окупаются менее, чем за год. Кроме того, «Ростелеком» готов установить часть комплектов за свой счет, и в дальнейшем передать их органам местного самоуправления по договорам выкупа или лизинга.
«Предложение 'Ростелекома' интересное, – подвел итог Антон Логашов, заместитель председателя Правительства Иркутской области. – Похоже, система работоспособна, а реализация проекта способна повысить безопасность дорожного движения и обеспечить соблюдение норм эксплуатации дорожного покрытия. Мы ждем инициативы в письменном виде, и затем совместно с ГИБДД рассмотрим вопрос комплексно».
Источник: СИА