В этом году школьный шопинг увлек родителей меньше обычного. В последнюю неделю августа количество посетителей торговых центров Москвы стало самым низким за последние четыре года. Причина в желании потребителей продолжать экономить средства, направляя их в основном на еду и развлечения, и совершать больше покупок в интернет-магазинах.
В последнюю неделю августа Shopping Index (количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговой площади) в торговых центрах Москвы стал самым низким за последние четыре года, следует из данных Watcom. Этот показатель в столице составил 442 пункта, уменьшившись на 11,1% к аналогичному периоду 2017 года и на 16,8% в сравнении с 2016 годом. Традиционное оживление на 35-й неделе (27 августа — 2 сентября), непосредственно предшествующей 1 сентября, оказалось в пределах среднего за последние четыре года (7% к началу августа) и не повлияло значительно на общий показатель. Похожую динамику Shopping Index демонстрирует и в Санкт-Петербурге, где за последнюю неделю августа показатель снизился на 2,5% к аналогичному периоду прошлого года.
Президент Watcom Роман Скороходов напоминает, что снижение Shopping Index перед началом учебного года происходит уже пять лет: такая динамика связана с продолжающейся экономией москвичей и петербуржцев на фоне кризисных явлений в экономике. По сравнению с докризисным 2013 годом показатель школьного шопинга (за две недели до 1 сентября) в Москве уменьшился на 37%, отмечают в Watcom. Отток посетителей из торгцентров, по словам господина Скороходова, происходит в онлайн-магазины и гипермаркеты. В перспективе трафик продолжит уменьшаться из-за перехода покупателей в e-commerce, прогнозирует управляющий партнер RedStone Индира Шафикова.
Снижение посещаемости происходит в основном в крупных торговых центрах площадью более 80 тыс. кв. м, констатирует ведущий аналитик «Магазина магазинов» Ярославна Шилова: по ее словам, спрос смещается в объекты районного формата. Индира Шафикова оценивает спад покупательского трафика в торгцентрах летом 2018 года в 5% к аналогичному периоду прошлого года. По ее словам, из-за продолжающегося снижения покупательной способности потребители экономят во всех сегментах, за исключением еды и развлечений.
Олег Мухин
Источник: КОММЕРСАНТЪ