Проект MORGANS SIX был начат в 2013 году. Когда в декабре 2014-го случилась девальвация и экономику начало лихорадить, вопрос о будущем жилого комплекса встал ребром. Что делать? Менять концепцию? Отказываться от формата «премиум» в пользу чего-то более демократичного? Искать дешевые материалы? Заморозить стройку? Или держать марку и строить престижный жилой комплекс мирового уровня – для счастливой и долгой жизни, как и было задумано изначально? О сложностях выбора и об истории проекта Газете Дело рассказал Сергей Скворцов, учредитель и генеральный директор строительной компании Морганс Сикс.
Сергей, многие люди, видя фотографии MORGANS SIX, думают, что это картинки проекта. Я бы тоже так могла подумать, если бы мы с вами не беседовали на территории жилого комплекса, и я своими глазами не видела, что это – реальные дома, сад, фонтан... Не часто бывает, чтобы первоначальные представления о проекте и конечный результат так совпали. Как вам это удалось?
– Такой я человек по складу характера – люблю делать все до мельчайших подробностей в соответствии со своими планами и задачами. Я очень хотел, чтобы та картинка, которую мы задумывали изначально, была максимально воплощена в жизнь.
Разработкой проекта занимался специалист с мировым именем – корейский архитектор Хонки Парк. Наш проект был его шестым по счету в сегменте «luxury», после Сеула, Нью-Йорка – и он мне очень понравился. Это был не просто жилой комплекс, а образ жизни, соответствующий самым последним достижениям в домостроении, в организации пространства, сервиса.
MORGANS SIX был начат в 2013 году, и тогда уже было ясно, что ничего подобного в Иркутске не строили – амбициозный проект с высочайшими требованиями. Почему вы поставили себе столь высокую планку, ведь можно было построить что-то попроще?
– Планка действительно была высокой. На тот момент Иркутск уже был достаточно богатым городом, большое количество людей обладало серьезными финансовыми возможностями. Посещая различные страны, столицы других государств, иркутяне видели, что люди могут позволить себе жить в премиум-жилье, а у нас в городе такого сегмента не было. Мы решили предоставить иркутянам возможность приобретать жилье премиум-класса – такое, какое строится во всем мире. Все-таки мы живем в эпоху глобализации: любой продукт, который в мире производится, может и должен быть доступен любому человеку в любой точке земного шара. Иркутск – не исключение.
Планы планами, а у экономических процессов – своя логика, свои сценарии. В конце 2014 года случилась девальвация – строительный бизнес сразу почувствовал кризис на себе. Некоторые застройщики заморозили свои проекты, кто-то внес существенные корректировки в свои первоначальные планы – изменил нарезку и площади квартир, сделал выбор в пользу более дешевых материалов. Вы не сделали ни того, ни другого. Почему?
– Предложений удешевить стройку было много: «Давайте достроим поскорей и попытаемся продать в том виде, в каком получилось». Но я изначально был противником этой идеи, не хотел отступать от концепции. Я понимал: мы сделали самое главное – купили материалы по старым ценам. Нужно было просто искать возможности сокращения издержек. Но экономить на концепции было нельзя. Этот проект – правильный, современный, проект мирового уровня, и именно в этом виде он должен был достаться покупателю. А в том, что он своего покупателя рано или поздно найдет, никаких сомнений не было.
Помню, я прекратил всякую рекламу, расходование средств – принял решение достроить и продавать готовое. Все свои свободные средства перенаправил в этот проект – чтобы он был введен в эксплуатацию, поставлен на кадастровый учет, стал объектом недвижимости, и после этого любой человек мог бы его покупать, не сомневаясь ни в чем.
Конечно, нам очень помог Сбербанк, который в тот непростой период поверил в наш проект и предоставил проектное финансирование.
В каком размере?
– Около 40% при общем объеме финансирования порядка миллиарда рублей.
Сегодня о проектном финансировании говорят много – ведь именно благодаря ему будут возводиться новые дома. Вы пошли на этот эксперимент задолго до изменений в законодательстве о долевом строительстве.
– Да, мы одними из первых попробовали этот инструмент в деле – и остались довольны. В партнерстве с банком мы разработали серьезную антикризисную программу, постарались сократить некоторые расходы, чтобы сконцентрироваться на основном объекте.
Я понимал, что такой объект можно продать, только если он будет полностью готов и сдан. Поэтому работа шла и над строительством домов, и над благоустройством – вплоть до озеленения и цветов. Покупателей на объект не приводили до тех пор, пока не закончили все работы – до последнего метра асфальта. Я не хотел, чтобы люди приехали к нам и нашли хоть какой-то изъян, даже на территории.
А покупатели во время кризиса как себя вели?
– До кризиса у нас было 38 предварительных договоров – люди были готовы хоть завтра прийти и купить квартиры. Но «завтра» случился декабрь 2014-го, и многие, конечно, отложили покупку, их можно понять. Это теперь, когда комплекс готов, все сомнения позади.
Вернулись и купили?
– Да, очень многие так сделали. Живут здесь и прекрасно себя чувствуют, наслаждаясь комфортом и сервисом.
Жилой комплекс расположен в поселке Молодежный. Почему выбрали именно это место?
– Когда мы искали площадку под строительство, вариантов было достаточно много. Но мы остановились на Молодежном. Во-первых, это экологически чистый район. Во-вторых, недалеко от города. Мы тогда уже знали, что Байкальский тракт в ближайшее время будет реконструирован и сдан – значит, и с транспортной доступностью у наших жильцов все будет в порядке.
Время показало, что мы не ошиблись в выборе: Молодежный активно развивается, строятся новые комплексы, открылась современная школа. Мы тоже не стоим на месте, строительство MORGANS SIX будет продолжаться, территория вокруг будет осваиваться, и жилье здесь будет аналогичное по комфорту, дизайну и архитектуре. Люди, приобретающие здесь квартиры, знают, что в перспективе этот район будет одним из самых престижных.
То есть место тоже во многом определило формат проекта?
– Да, вариант премиум-жилья для этой территории подошел идеально: чистый воздух, лес вокруг, возможность протянуть инженерные сети – центральный водопровод и канализацию (это было не очень просто, но игра стоила свеч). Одним словом, комплекс получил все необходимые составляющие для комфортной жизни.
Почему выбор был сделан в пользу многоквартирных домов, а не таунхаусов или коттеджей?
– Жилой комплекс в пригороде – золотая середина между частным домовладением и жизнью в большом городском многоквартирном доме. Среди наших жильцов немало тех, кому больше не интересны заботы по обслуживанию собственного дома. Они продают дома и переезжают к нам. Ведь содержать и обслуживать частный дом – большой труд. А здесь не надо беспокоиться об отоплении и водоснабжении, убирать снег со двора и с кровли, думать об эстетике окружающего пространства. Все это – наша забота.
При этом мы предлагаем квартиры, в корне отличающиеся от квартир в стандартных многоквартирных домах, которые, как ни крути, напоминают «муравейник». В нашем комплексе всего 71 квартира, жильцы друг друга прекрасно знают, общаются. А современные материалы и технологии позволяют обеспечить безопасность и уединенность каждому жильцу.
Каждого покупателя сегодня интересует концепция всего комплекса, его идея. Прошли те времена, когда люди покупали просто квадратные метры. Теперь все хотят приобрести некий «образ жизни». В MORGANS SIX он из чего складывается?
– Мы изначально определили четыре «кита», на которых строится жизнь в нашем комплексе: безопасность, экология, дизайн и сервис. Все эти составляющие комфортной жизни позволяют людям не заботиться и не задумываться ни о чём, приходить домой – и получать здесь только положительные эмоции.
Причем не только в квартире, но и на территории самого комплекса – судя по организации общественных пространств?
– Конечно. Например, если вы посмотрите вокруг – вы не увидите автомобилей. У нас для этих целей предназначены внешние стоянки за периметром зданий и подземный теплый паркинг, построенный по суперсовременным требованиям, из которого можно подняться к себе на этаж, в том числе на лифте. Во дворе люди должны не на машины смотреть, а отдыхать – дышать свежим воздухом, общаться. Мы продолжаем работать над благоустройством комплекса: планируем увеличить детскую площадку, построим беседку в зоне барбекю, высадим побольше взрослых деревьев, добавим зелени.
Наша концепция – и ее разделяют жильцы MORGANS SIX – в том, чтобы жить долго и быть счастливым. Человек, который интенсивно работает (а наши покупатели – занятые, деловые люди), должен получать полноценный, качественный отдых. Для того чтобы быстро восстанавливаться и чувствовать себя хорошо, нужно жить в комфортной среде, где за тебя все продумано до мелочей, где ты не будешь испытывать отрицательных эмоций от решения бытовых вопросов. Нужно вызвать такси, заказать билеты, встретить ребенка со школьного автобуса, организовать уборку квартиры? Все сделает консьерж-сервис. Что-то сломалось? Управляющая компания в кратчайшие сроки устранит проблему.
Ни забот, ни хлопот?
– Только полноценное восстановление сил и хорошее настроение. Выходишь из подъезда и думаешь: «Я сегодня очень много сделаю на работе, потому что я так хорошо отдохнул, у меня такой заряд энергии». Пришел, все проблемы решил, кучу денег заработал – возвращаешься домой: «Как здорово, что я живу в этом комплексе, я сегодня все дела сделал, я счастлив». Вот к этому нужно стремиться (улыбается).
Эстетика общественных пространств тоже работает на положительные эмоции?
– Конечно. Все, что вы здесь видите, настолько непривычно после того, что встречается в стандартных домах. Каждый день приходят покупатели и ахают – потому что никто не может представить, что подъезды вообще могут быть такими! Отделка из натурального камня, очень качественный керамогранит, огромные витражи, зона консьерж-сервиса…
Как в пятизвездочном отеле!
– Это все – составляющие того образа жизни, в которой вы не должны напрягаться. «Релакс», который заложил в проект архитектор, начинается с того момента, как вы только увидели это здание.
А технически этот «релакс» и комфорт как создавался?
– В комплексе использованы самые последние достижения мирового домостроения. Для отдыха, например, нужна тишина – и наш комплекс предоставляет полную суперсовременную звукоизоляцию. Вы никогда не услышите своего соседа.
Это возможно в многоквартирном доме?
– Наши дома спроектированы таким образом, что на одной площадке находится только одна квартира. Две стены, которые выходят на улицу, защищены звукоизоляцией и стеклопакетами Schuko, а от соседей квартиру отделяет специальная звукоизоляционная стена и перекрытия со звукоизолирующим пакетом. Никаких запахов из соседних квартир вы тоже не услышите. Здесь спроектирована вентиляция, в полной мере удовлетворяющая требованиям западных стандартов. В каждой квартире – отдельная шахта вентиляции и кондиционирования.
Отдельно стоит сказать и про систему «Умный дом», которая включает климатический комфорт и экономию энергоресурсов, а также позволяет управлять бытовыми приборами с помощью смартфона. Еще одно ноу-хау – система домофонии KENO, которая обеспечивает доступ на территорию и в подъезд.
Она управляется тоже удаленно?
– Да, ты можешь отдыхать где-нибудь на пляже в Таиланде и со своего смартфона наблюдать за тем, что происходит на территории жилого комплекса или, например, ответить на вызов домофона. Время не стоит на месте, и многое из того, что когда-то описывалось в фантастических книгах, становится частью реальности.
Создается впечатление, что до MORGANS SIX у вас был большой опыт в девелопменте. Это правда?
– Нет, это первый мой проект в этой сфере. Я давно хотел заняться строительством, долго обдумывал эту идею. Хотелось построить что-то такое, что могло бы действительно удивить и порадовать людей. Мы сделали ставку на жилье премиум-класса – и не ошиблись, хотя кризис существенно скорректировал сроки и темпы строительства, заставил отказаться от долёвки в пользу проектного финансирования. Это было непросто, зато теперь мы продаем полностью готовое жилье, а в качестве не отступили ни на шаг.
Сейчас такое уже, наверное, не построить?
– Построить-то можно, продать будет тяжело. В условиях санкций и девальвации рубля себестоимость такого жилья будет слишком высокой. Как я уже говорил, нам повезло: еще в начале строительства нам удалось приобрести все материалы – натуральный отделочный камень, немецкие окна, суперсовременное оборудование – по докризисным ценам. Сейчас всё это дороже раза в два, как минимум.
Получается, ваши покупатели сегодня здорово выигрывают в цене?
– Да, получилось премиум-жилье по совсем не «космическим» ценам. Вполне доступное – вопреки расхожему стереотипу. Фактически покупатели приобретают у нас элитные квартиры в два раза дешевле, чем они могли бы стоить (улыбается).
Отличная инвестиция для жильцов, конечно. А для вас? Не противоречит ли такой подход рыночной логике?
– Может, и противоречит. Зато соответствует логике бизнеса, которому не безразлично его будущее. Лучше я дополнительно «напрягусь», чем построю что-то как попало. Лучше не получу прибыли, чем позволю усомниться в качестве моей работы. Я хочу, чтобы в Иркутской области был по-настоящему классный жилой комплекс, и мне приятно, что он будет связан с моим именем. Я живу не для того, чтобы заработать лишнюю копейку, а для того, чтобы никто не мог сказать, что я плохо сделал свою работу.
Приглашаем на экскурсию!
(3952) 99-44-55
www.morgans-six.ru
* Морганс Сикс. Премиум-резиденция
Источник: ДЕЛО