Чемпионат мира по футболу (ЧМ) и рост популярности внутреннего туризма стали мощным драйвером для рынка хостелов: в 2018 году таких объектов в России открылось на 83% больше, чем в прошлом. В бюджетных отелях инвесторов привлекают невысокие затраты на запуск и короткие сроки окупаемости, однако работа в этом сегменте осложняется растущей конкуренцией.
Согласно данным OneTwoTrip, в 2018 году в системах бронирования было зарегистрировано 530 новых хостелов в 50 крупнейших городах России. Это на 83% превышает показатель прошлого года. По расчетам сервиса, всего в стране сейчас для бронирования доступны 1,57 тыс. хостелов. То есть за 2018 год сформировалась треть текущего предложения. Рост рынка хостелов заметили и консультанты рынка недвижимости. Руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Смирнова рассказывает, что если в 2013 году в Москве было около 40 хостелов, то на начало 2018 года — уже 438.
Москва, как установил OneTwoTrip, стала лидером по числу открытий новых хостелов: за год, по данным сервиса, в городе появился 121 объект. Следом идут Санкт-Петербург — 67 новых хостелов, Казань — 32, Екатеринбург — 24, Ростов-на-Дону — 21, Самара — 19, Нижний Новгород — 18, Краснодар — 17, Новосибирск — 14, Волгоград и Иркутск — по 13. Аналитики сервиса указывают, что в общей сложности 70% новых открытий хостелов в этом году пришлись на города, принимавшие летом ЧМ, еще 15% — на другие города-миллионники. При этом 40% от общего числа хостелов в городах матчей открылись в мае и июне.
Марина Смирнова связывает активность на рынке хостелов напрямую с ростом туристического потока, а ЧМ стал для него значительным драйвером. Согласно данным Погранслужбы ФСБ, за первые девять месяцев года в Россию с туристическими целями въехали 3,6 млн иностранных гостей, что на 8,5% превышает показатель за аналогичный период 2017 года.
В OneTwoTrip прогнозируют, что в следующем году динамика открытия новых хостелов останется достаточно высокой, хотя и снизится по сравнению с рекордным 2018 годом. Сокращение предложения, по мнению аналитиков, произойдет лишь в случае ужесточения в этой сфере госрегулирования: например, появятся новые требования к помещениям, в которых сейчас работают хостелы. Госпожа Смирнова объясняет высокий интерес инвесторов к бюджетным отелям низким порогом входа на этот рынок. Для открытия хостела, по ее оценкам, необходимо иметь около 10 млн руб.: «Это будет мини-гостиница в арендуемом помещении не в центре города». Руководитель департамента гостиничного бизнеса JLL Татьяна Веллер добавляет, что у хостелов недолгий срок окупаемости — в среднем он составляет 12–18 месяцев.
В то же время, говорит госпожа Веллер, из-за высокой конкуренции небольшим игрокам работать на рынке хостелов становится все сложнее.
Источник: КОММЕРСАНТЪ