До конца 2019 года «Почта России» откроет в своих отделениях точки розничных продаж «Почтамаг» в 61 регионе России, их число увеличится с текущих 236 до 4 тыс., рассказал “Ъ” представитель ФГУПа. При этом изменятся формат и ассортимент розницы, подразделения будут организованы в формате самообслуживания со свободной выкладкой продуктов.
В городских «Почтамагах» будут преобладать товары импульсного спроса: напитки, снеки, кондитерские изделия. Ранее в таких отделениях в основном были представлены канцелярская продукция и книги. В сельской рознице по-прежнему будут преобладать товары повседневного потребления: продукты питания, бытовая химия, предметы первой необходимости и сопутствующие товары. При этом в селах покупатели смогут влиять на ассортимент, оставляя пожелания о наличии тех или иных товаров, говорят в «Почте России».
Всего у «Почты России» 42 тыс. отделений, из которых 70% приходится на малые населенные пункты. Первые тестовые точки нового формата розницы ФГУП запустило в Петербурге и Гатчинском районе Ленинградской области в декабре 2018 года.
«Почта России» также развивает ритейл в партнерстве с сетью «Магнит». В 2019 году планируется открыть 2 тыс. точек «Магнита» в почтовых отделениях. В пресс-службе «Магнита» уточнили, что компании уже приступили к масштабированию проекта.
Дальнейшее развитие розницы с товарами первой необходимости и продуктами в небольших городах и сельской местности может быть эффективным для «Почты России», считает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. А вот выход с таким форматом в крупные города ошибочен и экономически неоправдан, уверен эксперт: «Окупить расходы на открытие объектов и завоевать позиции в конкуренции с крупными ритейлерами не удастся». При этом формат открытой выкладки требует больших площадей и повысит нагрузку на персонал, что приведет к снижению эффективности ключевого растущего направления бизнеса «Почты России» — выдачи посылок, полагает господин Бурмистров. «В крупных городах люди приходят быстро забрать посылку, при этом в ряде почтовых отделений уже большие очереди»,— отмечает он. Для ФГУПа эффективнее было бы развивать розницу путем сдачи площадей в аренду или вместе с партнером, как в случае с «Магнитом», резюмирует аналитик.
В крупных городах новый формат вряд ли будет востребован, заметного экономического эффекта от продажи снеков и напитков не будет, поскольку люди не так часто посещают почтовые отделения, согласен партнер Deloitte Егор Метелкин. В то же время во многих селах «Почта России» давно стала для жителей единственным поставщиком товаров первой необходимости, напоминает он.
Юлия Тишина
Источник: КОММЕРСАНТЪ