Востребованный в кризисные годы формат апартаментов теряет популярность. Застройщики все чаще пытаются переформатировать задуманные проекты в офисы или жилье. На этом фоне объем предложения премиальных объектов упал почти на четверть.
Объем предложения премиальных апартаментов в Москве резко сократился. По данным Knight Frank, по итогам первой половины 2019 года на столичном рынке экспонировалось 65,7 тыс. кв. м такой недвижимости, что на 24% ниже, чем за тот же период прошлого года. Это также на 14% меньше показателей четвертого квартала 2018 года. По расчетам Knight Frank, такая тенденция разворачивается на фоне роста предложения классических квартир: по итогам первого полугодия 2019 года на продажу выставлялось 84,1 тыс. кв. м премиального жилья, это на 4% больше показателя аналогичного периода прошлого года и на 24% — четвертого квартала 2018 года. В Colliers International добавляют, что в первом полугодии все продажи премиальных апартаментов открылись в двух клубных домах, что в семь раз меньше, чем за тот же период прошлого года.
Похожая тенденция характерна и для апартаментов массового сегмента. По оценкам «Метриум», в Москве по итогам первого полугодия продажи апартаментов начались всего в десяти новых проектах — это минимальное значение за последние пять лет.
Одной из причин снижения предложения в сегменте апартаментов аналитики Knight Frank называют дефицит офисной недвижимости. По данным S. A. Ricci, в первом полугодии в Москве было введено 24 тыс. кв. м новых площадей, на 41% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Большинство площадей в строящихся объектах сданы еще до завершения их реализации. Средний уровень вакантности в первом полугодии составил 7,9%, снизившись на 1,1 процентного пункта относительно аналогичного показателя прошлого года. На этом фоне многие девелоперы, по данным Knight Frank, принимают решение отказаться от строительства апартаментов в пользу офисов. Эта тенденция обратная той, что сформировалась на рынке в 2014 году, когда многие инвесторы стремились разместить апартаменты на месте предполагаемых офисов. Операционный директор группы «Ташир» Анна Жаркова соглашается, что в текущей конъюнктуре преобразование проектов с апартаментами в офисные площади — нормальная практика, а в некоторых случаях единственное целесообразное решение.
Александра Мерцалова
Источник: КОММЕРСАНТЪ