Предпраздничный спрос помог торгцентрам привлечь дополнительных посетителей. Показатель Shopping Index в Москве в период 2–8 марта оказался на 16,1% ниже аналогичного значения прошлого года; в Санкт-Петербурге — на 13,6%. Такие данные приводит Watcom Group. Эти показатели значительно лучше среднего падения по итогам первых девяти недель года, которое оценивается в 24,3% и в 24,9% соответственно.
Президент Watcom Group Роман Скороходов связывает позитивную динамику с праздничным настроением россиян и улучшившейся эпидемиологической обстановкой. Президент Baon Илья Ерошенко подтверждает, что посещаемость улучшилась относительно февраля. В первую неделю марта в Москве сопоставимый трафик был на 20% ниже 2020 года, в Петербурге — на 7%, тогда как в феврале падение было около 25%. Но господин Скороходов предупреждает, что делать выводы по итогам одной недели преждевременно.
Свою роль на рынке начинает играть и эффект снижающейся базы: в марте 2020 года пандемия уже начинала оказывать негативный эффект на рынки торговой недвижимости.
Мнения самих операторов торгцентров при этом разделились. Управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов говорит, что в предпраздничные даты активность покупателей не уступала докризисным значениям. А заместитель гендиректора «Горбушкина двора» Венера Хамидулина настроена более осторожно, отмечая, что трафик объекта перед мартовскими праздниками вырос на 5–10% относительно февраля.
Госпожа Хамидулина добавляет, что в этом году перед 8 марта распродажи оказались менее масштабными, чем до кризиса. Сами ритейлеры пока действительно настроены пессимистично. В OR Group (ранее ГК «Обувь России») и сети «Леонардо» отметили, что предпраздничный трафик в магазинах был заметно хуже, чем в 2019 году. Один из одежных ритейлеров рассказывает, что в последнее время трафик в магазинах действительно вырос, чего нельзя сказать о продажах. Алексей Ванчугов соглашается, что возникший перед 8 марта ажиотаж не смог глобально улучшить ситуацию для ритейлеров. Он связывает это с наличием у сетей неэффективных магазинов и высокими ставками аренды торговых площадей.
Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Никита Щуренков
Источник: КОММЕРСАНТЪ