Вакантность помещений стрит-ритейла на пешеходных улицах Москвы, где находятся магазины, заведения общепита и отделения банков, по итогам первого полугодия 2021 года составила 11,7%, что всего на 1,7 процентного пункта (п. п) выше, чем год назад, говорится в отчете Knight Frank. Для сравнения: в целом на городских улицах этот показатель за год вырос на 3 п. п., до 16,6%, на транспортно-пешеходных — на 2,8 п. п., до 15,3%, на магистральных — на 3,6 п. п., до 20,5%.
Замруководителя департамента исследований и аналитики Cushman & Wakefield Татьяна Дивина подтверждает позитивный тренд со снижением пустующих помещений стрит-ритейла на пешеходных улицах. По ее оценкам, в июле в Москве было вакантно в целом 13,3% площадей, год назад — 14,7%. Директор направления стрит-ритейла Knight Frank Ирина Козина поясняет, что арендаторы традиционно в первую очередь обращают внимание на топовые локации у станций метро или на пешеходных улицах с высоким трафиком, их заполняемость восстанавливается быстрее.
Руководитель направления стрит-ритейла СBRE Юлия Назарова добавляет, что на пешеходных улицах обычно в структуре арендаторов преобладают рестораны и кафе, а сегодня общепит — активно развивающийся сегмент. Количество точек общепита по итогам второго квартала восстановилось на 97% к докризисному уровню, замечает эксперт.
По оценкам Knight Frank, наиболее очевидна положительная динамика на Арбате, серьезно пострадавшем в начале пандемии. За год вакантность здесь сократилась на 9,2%, до 13,6%. В Knight Frank связывают это с восстановлением внутреннего турпотока, который привел к увеличению спроса на помещения на этой улице. Аналогичный тренд наметился в Камергерском переулке: за год вакантность здесь сократилась на 5,6%, до 14,4%. Татьяна Дивина добавляет, что высокие темпы восстановления сейчас показывают также Новый Арбат, Пятницкая, Маросейка и Климентовский переулок.
В то же время одним из лидеров по росту доли пустующих помещений в Москве, по оценкам Knight Frank, стала Тверская улица, где вакантность за год выросла почти в три раза, до 20,5%. Процесс снижения интереса к некогда одному из самых дорогих торговых коридоров в Европе начался еще в 2013 году, когда власти города ограничили возможности для парковки. Но сейчас негативный эффект, по словам Юлии Назаровой, усугубляется из-за того, что многие помещения на Тверской не подходят для открытия кафе или ресторана. «Доля точек общепита в общем количестве арендаторов на Тверской не превышает 25%, в то время как в среднем по рынку показатель составляет 36%, а на гастрономических улицах достигает 50%»,— говорит эксперт.
Александра Мерцалова
Источник: КОММЕРСАНТЪ