Руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ Михаил Мамута рассказал, что есть идея сделать кредитные каникулы постоянно действующим инструментом. Сейчас такая возможность есть по ипотечным займам, в 2020 году кредитные каникулы действовали и по потребительским ссудам как временный механизм поддержки заемщиков в условиях пандемии.
«Некоторые кредиторы пользуются своим доминирующим положением в сложный для заемщика момент,— пояснил Михаил Мамута.— Распространение механизма кредитных каникул на потребительские кредиты на постоянной основе обеспечит человеку право на передышку». Перечень трудных жизненных ситуаций, в которых заемщики будут иметь право на такие каникулы, пока разрабатывается, уточнил он.
По данным ЦБ, более 80% ипотечных заемщиков, воспользовавшихся кредитными каникулами, возвращаются после льготного периода в график платежей. Среди заемщиков, воспользовавшихся каникулами по потребительским займам в период пандемии, в график вернулись 72%.
Как отмечают в ОНФ «За права заемщиков», даже в период пандемии клиенты банков сталкивались с трудностями при получении кредитных каникул: в законе106-ФЗ не была записана фиксация юридически значимых фактов дистанционного взаимодействия, связанных с льготным периодом, и на рынке сложилась «презумпция виновности» клиента.
«Банки могли "терять" обращение, утверждать, что звонка с запросом не было, вместо государственной программы заемщику, подходящему по всем критериям и параметрам, навязать свою — подороже»,— перечисляет руководитель проекта «Народного фронта» «За права заемщиков» Евгения Лазарева.
При этом, полагает эксперт, у инструмента есть преимущества и для самих кредитных организаций. «Риски становятся более прогнозируемыми: банк может быть уверен, что банк-конкурент, также предоставивший кредит данному клиенту, не будет требовать возврат своих средств, а также предоставит аналогичные каникулы»,— поясняет директор и руководитель группы по оказанию услуг компаниям финансового сектора «Делойт» в СНГ Максим Налютин.
Клиентам механизм позволяет пережить сложные жизненные обстоятельства без значительных рисков для кредитной истории, полагает господин Налютин. Президент СРО НАПКА Эльман Мехтиев считает, что инструмент предотвратит рост просрочки в сегменте потребительского кредитования.
Банкиры в целом не против давать клиентам кредитные каникулы, однако лишь в определенных ситуациях.
Полина Трифонова
Источник: КОММЕРСАНТЪ